«Сантехники» сетевых технологийВ сетях КИС или КИС в сетях? Нормальная работа автоматизированной системы предприятия, её надёжность во многом зависят от архитектуры и правильной организации сетевого хозяйства. Всё б€ольшие мощности и пропускная способность требуются от технических средств и в этой составляющей. В данной статье рассматриваются некоторые проблемы и основные тенденции данного ИТ-направления. Игорь ЯКОБСОН, Источник: Журнал "Бухгалтер и Компьютер" №4 2004г Мы часто и многословно рассуждаем о том, как надо автоматизировать управление предприятием. Какие программы нужны бухгалтеру, а какие финансовому директору? Нужно ли внедрять CRM-технологии, и если да, то каким образом распределить функции между автоматизированными рабочими местами? Как оценить эффективность от внедрения программного обеспечения? Какие функции планирования и бюджетирования должны входить в ERP-систему? Короче говоря, во многих публикациях мы обращаем внимание в первую очередь на то, что называется программными аспектами (software). Считается, что проблемы “железа” (hardware) — предмет для обсуждения совсем в других изданиях, предназначенных для инженеров-системотехников. Собственно говоря, с этим трудно не согласиться. Вот только совсем уж не обращать внимания на “железные” вопросы специалисты по информационным технологиям тоже не могут. Внедрение корпоративных информационных систем (КИС) накладывает дополнительные специфические требования на локальные (да и не только локальные) вычислительные сети. Кроме того, в наш век аутсорсинга очень редко удаётся заказать разработку и внедрение делового ПО у того же подрядчика, который занимается организацией сетей и поставкой вычислительной техники. А следовательно, возникают проблемы взаимодействия между несколькими партнёрами предприятия, и эти проблемы чаще всего сваливаются на голову специалистов ИТ-департамента. Вот почему у меня возникло большое искушение нарушить традиции журнала и поразмышлять о нехарактерных для него вопросах взаимодействия ПО и “железа”, разработчиков корпоративных информационных технологий (КИС) и сетевых интеграторов. И я этому искушению охотно поддаюсь (а мы и не против, тем более что никаких особых традиций автор всё-таки не нарушает, в противном случае ему на это было бы строго указано. — Примеч. ред.). Что же нужно для КИС Прежде всего хотелось бы поговорить о том, какие требования современные КИС накладывают на вычислительные сети и какие существуют тенденции в развитии этих требований. Первой и самой важной тенденцией можно назвать использование единого информационного пространства. В начале 1990-х годов основным классом внедряемых корпоративных систем была так называемая система взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (АРМ). Если эти АРМ и обменивались информацией (а зачастую вообще работали совершенно независимо), то делали это в так называемом импульсном режиме, передавая друг другу файлы установленного формата раз в день, раз в неделю, а то и раз в месяц. В таком варианте можно было вообще не “заморачиваться” с созданием сети, а передавать информацию с одного рабочего места на другое на дискетах, что многие охотно и делали. И даже когда для передачи файлов использовалась сеть, нагрузка на неё была совсем невелика. Естественно, что оперативное получение данных о состоянии дел на предприятии при таком подходе было делом малореальным. Поэтому по мере развития делового ПО всё большее количество пользователей стало обращаться к системам, в которых вся информация содержится в единой базе данных (БД), физически расположенной на одном мощном компьютере, который называется сервером БД. В этом варианте вся информация, введённая с одного рабочего места, тут же становится доступной для всех остальных пользователей, имеющих соответствующие права. Более того, всё чаще предъявляются требования к оперативному занесению в единую базу данных информации, поступающей со всех удалённых площадок холдинга. А эти самые площадки могут быть удалены друг от друга на многие тысячи километров. Такая связь может осуществляться на основе прямого соединения “модем — модем”. Но тогда оплата междугородного телефона окажется существенной статьёй затрат. Поэтому чаще всего современные КИС используют связь через интернет, т. е. локальная сеть должна обеспечивать подключение ко Всемирной сети. Вторая существенная тенденция развития современных КИС — это наращивание функциональности. Причём не только интенсивно и вглубь, за счёт, например, создания новых аналитических процедур, включения конкурентных интерфейсных решений (чтобы каждый пользователь мог выбрать удобную именно для него форму ввода или представления информации) и т. п. Существует тенденция и к экстенсивному росту функционала, всё более широкому охвату управленческих бизнес-процессовсистемой автоматизации. Это означает, что в зону автоматизации включается всё больше сотрудников предприятия, количество одновременно работающих в КИС пользователей растёт, а значит, растёт и число компьютеров, подключённых к вычислительной сети. С тенденцией роста количества пользователей тесно смыкается и третья тенденция — “персонализация” персонального компьютера (прошу прощения за тавтологию). В начале тех же 90-х один компьютер обслуживал потребности сразу нескольких пользователей, которые эксплуатировали его в своеобразном режиме “разделения времени”, что зачастую приводило к ссорам, а иногда (я лично бывал свидетелем этого) и к откровенным “кулачным” столкновениям, сопровождавшимся криками типа “Мне сейчас нужнее!”. |