Sony PlayStation: доигрались. На каждой проданной приставке компания теряет 300 долларовНачало продаж игровой консоли Sony PlayStation 3 сопровождалось штурмами магазинов геймерами, которые обезумели в многочасовых очередях. Несмотря на ажиотаж, искусно подогреваемый маркетологами, проект PlayStation провалился. Его идеолог Кен Кутараги лишился должности руководителя игрового подразделения Sony, а третья версия PlayStation вполне может оказаться последней. Подготовка к выпуску PS3 на рынок велась в атмосфере глубокой секретности. Официальные представители Sony выдавали информацию о том, что собой будет представлять новая игровая консоль, строго дозированно, создавая почву для слухов и домыслов, которые затем сами же и опровергали. Создатель PlayStation и бессменный руководитель игрового подразделения Sony Кен Кутараги едва ли не каждый месяц рассказывал широкой публике о фантастических возможностях новой консоли, ее феноменальном быстродействии и непревзойденной графике. Правда, информативными его речи назвать было трудно. Sony задействовала для продвижения новой версии PlayStation все каналы коммуникаций — от традиционных СМИ до блогов. 13 ноября, за несколько дней до начала продаж PS3, поп-дива Мадонна в своем сетевом дневнике разместила фотографию именной консоли, подаренной ей корпорацией Sony. В прилагавшемся к подарку письме утверждалось, что литера «М» на ее позолоченной приставке выполнена из бриллиантов. «Я слышал, что Вы очень любите Японию. Надеюсь, что Вам так же сильно понравится созданная в нашей стране игровая приставка следующего поколения, — писал Мадонне Кен Кутараги. — Если с пультом что-то случится, пожалуйста, позвоните мне лично и ни в коем случае не пишите об этом в своем блоге». ПРИСТАВление начинается Имя 56-летнего японца неразрывно связано с PlayStation. Кутараги пришел в Sony сразу после окончания университета в 1975 году на должность обычного инженера. Много лет спустя в одном из своих интервью он сказал, что выбрал Sony, поскольку там «поощрялась инициативность и предоставлялась свобода в исследовательской деятельности». В те годы в большинстве японских корпораций процветали строгая субординация и жесткая корпоративная дисциплина. Выступать с предложениями и затевать новые проекты было позволено только высшему руководству компаний. Попытки инженеров и менеджеров среднего звена вылезать с рацпредложениями руководитель вполне мог расценить как личное оскорбление. В Sony, как утверждает Кутараги, все было наоборот. Корпорация делала ставку на исследования и щедро вознаграждала талантливых инженеров. В Sony эксцентричного и активного Кутараги почти сразу же заметил один из основателей корпорации Масару Ибука. Ему импонировали не только любопытство и увлеченность молодого инженера, но и его неслыханная — по меркам консервативной Японии — дерзость. Кутараги игнорировал любые правила и запреты, если они мешали ему двигаться к намеченной цели. За десять лет работы в Sony молодой инженер успел поучаствовать в целом ряде инновационных проектов. Так, в конце 1970-х — начале 1980-х годов он трудился над созданием жидкокристаллических экранов и цифровых фотокамер. Правда, за пределы лабораторий эти технологии вышли гораздо позже, когда Кутараги уже был президентом Sony Computer Entertainment. Согласно легенде, будущий «отец» PlayStation с раннего детства был неравнодушен к электронике и изучал устройство приборов, разбирая их на составляющие. Когда в 1985 году компания Nintendo выпустила свою первую 8-битную приставку, Кутараги, работавший в это время в специальном «цифровом» подразделении Sony, не смог пройти мимо новинки. Он купил ее и по привычке разобрал. Через пару месяцев внимательного изучения этого чуда инженерной мысли он подготовил ряд предложений по улучшению технических характеристик приставки. Следующая 16-битная консоль Super Nintendo Entertainment System (SNES) вышла с очень удачным звуковым чипом от Sony, разработанным Кутараги. А следом за этим событием Sony заключила с Nintendo контракт на разработку CD-привода для обновленной версии приставки. Проект, руководить которым назначили Кутараги, получил название SNES PlayStation. Но увидеть свет совместному детищу Nintendo и Sony так и не удалось. Условия использования разработок Sony показались Nintendo кабальными, и в начале 1991 года договор между ними был расторгнут. CD-ROM для SNES сделала компания Philips, а Кутараги, заручившись поддержкой тогдашнего председателя совета директоров Sony Corporation Норио Оги, приступил к разработке первой игровой консоли от Sony. Продвинутый геймерУспех PlayStation-X (PSX) во многом был обеспечен техническим гением Кутараги. Инженеры корпорации создали самую совершенную по тем временам приставку, предназначенную только для игр. Время и силы на другие виды интерактивных развлечений Кутараги решил не тратить. Ключевым отличием PlayStation стала впечатляющая трехмерная графика. Разработанные командой Кутараги дополнительные аппаратные средства на несколько лет опередили графические ускорители для персональных компьютеров. К моменту появления приставки в магазинах — 3 декабря 1994 года — были выпущены десятки периферийных устройств: карты памяти, блоки, позволяющие играть четырем участникам одновременно, кабели для соединения двух приставок. Чуть позже появились световые пистолеты и джойстики с виброрежимом. «На разработку джойстика мы потратили не меньше времени, чем на саму приставку, — говорил Кутараги. — Руководство Sony лично одобрило его окончательную модель». У PSX, в отличие от вышедшей на неделю раньше громоздкой Sega Saturn, был стильный, тонкий корпус серого цвета. Кен Кутараги сделал ставку на дизайн и удобство управления. Японцы были в полном восторге. За первые 30 дней Sony продала более 300 000 приставок. |
вперед |