У вас есть шанс заработать в Рунете. В других частях Всемирной паутины уже опробовали массу отличных идейВ последние пару лет число россиян, регулярно пользующихся Интернетом, уже не увеличивается теми темпами, что в начале 2000-х. Зато заработки отечественных интернет-компаний растут как на дрожжах. По данным исследовательского агентства Mindshare Interaction, в 2006 г. рекламные доходы российских сайтов выросли по сравнению с 2005 г. в 1,5 раза. А в этом году они, скорее всего, удвоятся: Mindshare Interaction прогнозирует, что объем рынка интернет-рекламы достигнет как минимум $300 млн. Ксения БолецкаяО чем это говорит? Крупнейшие игроки рынка — порталы, почтовые сервисы, онлайновые СМИ и прочие — с каждым днем все эффективнее конвертируют человеческий трафик в рекламные доходы. Оттого и растут эти доходы быстрее, чем интернет-аудитория. Многие сайты, названия которых на слуху, — “Яндекс”, Mail.ru, Rambler, российская версия Google — представляют собой столь совершенные механизмы зарабатывания денег, что о конкуренции с ними даже думать боязно. В самом деле, какой бизнесмен в здравом уме даст денег на создание новой бесплатной почтовой службы? Один профессиональный инвестор в стартапы в приватном разговоре с корреспондентом как-то пожаловался, что все перспективные ниши в Сети уже заняты, поэтому больших и быстрых денег там не заработать. “Повторить успех YouTube невозможно!” — категорично заявил он. Однако убедительного ответа на немного наивный вопрос: “А что мешает сделать русский YouTube?” — у него не нашлось. Ни “Яндекс”, ни Mail.ru, ни Rambler не назовешь оригинальными проектами. Спору нет, технологии у них свои, да и многие бизнес-идеи тоже. Но в основе основ лежит все же скопированный опыт из Всемирной паутины. Ничего зазорного в этом нет. Тот же Google был далеко не первым поисковым порталом, просто он был лучше большинства конкурентов, и этого оказалось достаточно, чтобы получить славу одного из самых инновационных проектов века. Сегодняшняя ситуация очень напоминает конец 1990-х. Многие сервисы, успешно работающие в США и Европе, в России до сих пор толком не представлены. Кто первым перенесет удачный опыт на нашу почву? СВОИ ЛЮДИ Одна из проблем, над которой будут биться российские интернет-компании в ближайшие годы, — как заработать на так называемых социальных сетях. Это общее название для виртуальных клубов по интересам или сборников блогов наподобие LiveJournal (он же “Живой журнал”). Пока владельцы популярных порталов такого рода ничем, кроме размещения разнообразной рекламы, практически не занимаются. Между тем других способов извлечения прибыли у них предостаточно. Один из самых интересных — использование членов сообщества как торговых агентов. Например, для продажи музыки. Месяц назад сервис MyStore компании Snocap запустил новую услугу под названием Spread The World (“Распахни мир”), рассчитанную на взаимодействие с социальными сетями. В частности — с MySpace, самым популярным в мире социальным сайтом (там есть и блоги, и электронная почта, и бесплатное хранилище для любых файлов). Так вот, отныне любой пользователь MySpace может скопировать к себе на личную страницу список песен из магазина MyStore и получать комиссионные за каждое скачивание. Warner Music Group и EMI Music, которые сотрудничают с MyStore, в восторге. Благодаря такой децентрализации каналов сбыта каждый артист найдет свою аудиторию. Можно рассчитывать на серьезное увеличение продаж. “Рано или поздно и в России появится сервис по обращению блогов в музыкальные киоски”, — уверен председатель совета директоров группы компаний “Союз” Александр Менн. Осталось, впрочем, только решить проблему с музыкальным пиратством. С ним согласен владелец ресурса Liveinternet.ru Герман Клименко: “Перед тем как размещать синглы на персональных страницах, надо хотя бы создать рынок онлайновых продаж музыки в России”. Легальный рынок сетевых продаж и правда крошечный. По словам главного эксперта агентства InterMedia Александра Тихонова, в 2006 г. выручка полностью “белых” российских музыкальных интернет-магазинов составила лишь $111 000. Но в будущем году ситуация может измениться — если вступившие в силу новые законы об авторских правах окажутся хоть сколько-нибудь действенными (подробнее см. в статье “Честная музыка” в этом номере). Россияне не прочь платить за музыку. Годовой оборот одного только печально знаменитого сайта Allofmp3.ru, по оценке министерства торговли США, превышает $30 млн в год. Примерно 6% посетителей Allofmp3.ru, по данным статистического сервиса Alexa.com, — наши соотечественники. Можно грубо прикинуть, что они потратили на покупки записей на этом сайте примерно $2 млн. У торговли музыкой в Рунете явно есть будущее. СЕТЬ-FM Проблемы с авторскими отчислениями и правами на композиции, которые мешают жить интернет-магазинам, легко обходят владельцы онлайновых радиостанций. Самая, пожалуй, известная в России виртуальная радиостанция — Last.fm. Этот британский сайт позволяет своим слушателям самим решать, что будет звучать в эфире в ближайшее время. Полгода назад Last.fm обзавелся русскоязычным интерфейсом и солидным репертуаром русской музыки — от Аллы Пугачевой до “Короля и Шута”. По данным Alexa.com, почти 2% трафика Last.fm приходится на Россию и эта доля быстро растет. В Рунете уже появились клоны Last.fm, например сайт Bee.fm. Но, как полагает исполнительный директор сайта Afisha.ru Дмитрий Степанов, такие клоны вряд ли будут успешны: слишком уж сильный бренд у Last.fm. |