Московская земля: правила и ограниченияКак разрезать землю, если она пронизана инженерными сетями и коммуникациями, обеспечивающими жизнедеятельность мегаполиса? Что делать, если потребуется провести какие-то градостроительные преобразования? Как показывает практика, с собственниками зачастую договориться непросто. Для урегулирования земельных отношений столичные власти уже этой осенью намерены принять правила землепользования и застройки города. Руководитель департамента земельных ресурсов Виктор Дамурчиев рассказал журналистам о видах ограничений и обременений земельных участков в столице. Прежде всего не подлежат приватизации и полностью изымаются из оборота земельные участки, расположенные на особоохраняемых природных территориях федерального значения. В Москве это национальный парк «Лосиный остров», а также Главный ботанический сад им. Н. В. Цицина Российской академии наук, Ботанический сад МГУ и природно-исторический парк «Царицыно». Очевидно, в список попадут такие лесопарки, как Покровское-Стрешнево, Останкино, Измайлово, Москворецкий, Тушинский и др. Ограничен оборот участков, находящихся в пределах технических зон метрополитена, историко-культурных заповедников, зон санитарной охраны источников питьевой воды, санитарно-защитных зон. Они также не подлежат приватизации. Нельзя купить или продать земли, зарезервированные для государственных нужд. В эту категорию могут попасть территории, предназначенные для строительства железнодорожных путей и линий метро, инженерных сооружений и коммуникаций, для образования природных объектов (парки, скверы). Сюда же относятся земли общего пользования, занятые транспортными магистралями, улицами, площадями, садами, бульварами, водными объектами. Не удастся приватизировать и территории, предназначенные для использования в государственных и общественных интересах. Для земель, у которых уже есть землевладелец, землепользователь или арендатор, предусмотрены вполне оправданные обременения. Их хозяева должны обеспечить возможность доступа эксплуатационных и аварийно-технических служб к подземным коммуникациям. Кроме того, они обязаны заботиться об охране, реабилитации и восстановлении растительности на своих территориях и не препятствовать использованию воздушного пространства над земельным участком для нависающих частей сооружений, расположенных рядом. Город устанавливает публичный сервитут, предполагающий возможность прохода или проезда через земельный участок, а также размещение геодезических и межевых знаков. Городу нужна земля Ссылаясь на опыт других стран, Виктор Дамурчиев подчеркнул, что процедура резервирования — мера неизбежная. Иначе город, зажатый МКАД, не сможет развиваться. Взять хотя бы дорожную сеть столицы. Уже сейчас количество автомобилей превышает возможности транспортной инфраструктуры. Новые магистрали и развязки жизненно необходимы, но прокладывать дороги нужно в соответствии с генпланом города, тогда в них будет смысл. Без механизма резервирования и дальнейшего изъятия земель реализовать подобный проект сложно. Кроме того, в строительство дорог будут вовлекать частный капитал. Но ни один инвестор не захочет вкладывать средства в спорные земли. Помимо дорожной сети Москва нуждается в увеличении и улучшении жилищного фонда, строительстве объектов социальной инфраструктуры. Свободных площадок у города нет, поэтому власти взяли курс на изыскание внутренних резервов. Один из главных источников пополнения земельных ресурсов — промышленные зоны, занимающие на сегодняшний день около 17 тыс. га. Процесс вывода производств за городскую черту идет уже несколько лет. Освободившуюся территорию используют под строительство жилья и объектов коммерческой недвижимости. В районе Хамовники Центрального административного округа, например, ждут перебазирования 23 предприятия, занимающие около 60 га. Часть из них уже выведена, деятельность других приостановлена. На территории шелкового комбината «Красная роза» в старых корпусах, являющихся образцами промышленной архитектуры XIX–XX века, разместился современный деловой центр. Уже выведен 5-й троллейбусный парк, а на его месте компания «Интеко» строит жилищно-административный комплекс и городской музей ретроавтомобилей. Закрыт и перебазирован комбинат гардинного полотна им. Тельмана. Здания завода «Каучук» пока стоят, но само производство перебралось в Очаково. В проекте застройки квартала площадью 10 га значатся жилье, школа, детские сады, подземный гараж, общественная зона отдыха с бульварами. Будут выведены и старейшие предприятия района — фабрика «Моснитки» и завод «Электролуч», расположенные между Большой и Малой Пироговской улицами. Хамовники — один из многих районов Москвы, на примере которого видно, что процесс медленно, но идет. По словам Виктора Дамурчиева, реабилитация и застройка промышленных территорий добавит городку 20–30 % полезной площади. Однако столица не хочет совсем терять свой промышленный потенциал: некоторые производства, удовлетворяющие экологическим нормам, останутся. Правда, и они могут пожертвовать в пользу города часть своих территорий. Столичные власти уже предложили им ужаться, и, как отметил московский чиновник, стороны нашли понимание. |