К выбору программы ипотечного кредитования стоит подойти ответственно. Чаще всего заемщики в этом вопросе разбираются самостоятельно: изучают рекламу и специальные публикации, наносят визиты в банки. К другому способу часто прибегают люди, живущие под лозунгом: «Доверьтесь профессионалам». Им — прямая дорога в риэлторские агентства или к ипотечным брокерам. Есть и третий путь — самый надежный, но и самый долгий: изучить все, не пренебрегая ни советом профессионала, ни рекламой, ни попыткой разузнать условия на месте. Подумать — и сделать по-своему. Автор статьи так и поступила, а выводами делится с читателями М2.
Общение потенциального клиента с банком начинается со звонка в так называемый сall-центр, где можно получить первичные данные о кредитных программах той или иной организации. Сама по себе система неплоха, но работает у всех по-разному. Например, некоторые банки общаются с клиентом посредством автоответчика. Удобно? Да, для самого банка, который экономит на операторе. А вот клиент при таком общении теряет много времени, не получая всей необходимой информации.
По счастью, не перевелись банки, где на звонок отвечают сотрудники. Например, быстро соединяют с Городским ипотечным банком, реально дождаться связи с банком «Союз», а вот для разговора с Внешторгбанком придется запастись терпением. Как ни проблематично было бы дозвониться в информационный центр банка, сделать это стоит в любом случае, поскольку некоторые ипотечные менеджеры встречаются с потенциальными клиентами лишь по предварительной договоренности.
Первая встреча с менеджером — один из важнейших этапов, залог будущего успеха или неудачи сделки. Как правило, в коммерческих банках созданы все условия для работы с клиентом: удобные приемные, обеспеченные современной техникой менеджеры, которые очень быстро предоставляют всю требуемую информацию. Очень приветливый персонал и приятная атмосфера во французском банке Сосьете Женераль Восток. Впрочем, доброжелательная и удобная обстановка отличает многие западные банки.
А вот некоммерческие банки во многом уступают коммерческим — и по обстановке, и по характеру обслуживания. Во Внешторгбанке атмосфера хоть и деловая, но из-за огромных размеров и обилия сотрудников крайне суетная, даже угнетающая. «Я почувствовал себя букашкой в огромном маховике», — рассказывал мой приятель, посетивший однажды этот банк. В Сбербанке нет переговорных; это неудобно, досадно, наконец, несовременно, но такое обстоятельство — еще не повод делать окончательные выводы.
Что может и не может ипотечный менеджер
Роль ипотечного менеджера при получении кредита так же важна, как участие риэлтора в покупке квартиры. Размер кредита и сама возможность его получить — эти важнейшие вопросы подчас зависят от того, насколько грамотно, добросовестно и заинтересованно отнесся менеджер к будущему заемщику. Поэтому подходящего специалиста стоит поискать. Если же планируемая сделка совершается через агентство недвижимости, есть смысл воспользоваться содействием их сотрудников. Агентства, как правило, дорожат клиентами, заинтересованы в успехе сделки и наработали опыт общения с банками. «Хороший агент способен добиться наилучших условий для своего клиента, плохой — просто завалит сделку», — считает эксперт отделения «Севастопольское» корпорации «ИНКОМ-Недвижимость» Алексей Сидельников.
Проверить профессионализм менеджера бывает непросто, но активное поведение помогает справиться с этой задачей. Оформляя ипотечный кредит, усвойте важное правило: не стесняться задавать вопросы. Моментов, которые требуют тщательного выяснения, немало. Один из главных — заполнение анкеты. Только тем, кто никогда не занимался получением кредита, покажется, что дело это простое и понятное. В действительности требуется потратить около двух часов, чтобы все оформить правильно, то есть так, чтобы сумма кредита оказалась максимальной.
Некоторые вопросы и вовсе ставят в тупик россиян, не привыкших вести домашнюю бухгалтерию. Например, сколько вы тратите на питание, коммунальные платежи, страховки, помощь родителям, развлечения и т. д. и т. п.? Все усилия, потраченные на составление анкеты, окажутся напрасными, если при анализе написанного окажется, что вы не в состоянии сэкономить от зарплаты сумму размером $1 тыс. в месяц. Результат — в кредите откажут или предложат сумму, которая способна рассмешить — и только. Все становится значительно проще и понятнее, если в оформлении анкеты участвует опытный агент. Он не направит клиента на ложный путь ответов, а объяснит, что следует реально оценить траты и выяснить, на чем и сколько придется экономить.
Ты белый или серый?
В последнее время банки стали несколько либеральнее в отношении к клиентам, особенно тем, которые показывают высокие «белые» зарплаты. Сложности и вопросы, в том числе и с анкетами, возникают в основном у «серых» заемщиков. Выводы очевидны: именно им приходится суетиться и искать профессиональной поддержки.
Современные заемщики, которые отваживаются взять крупный кредит, как правило, хорошо осведомлены относительно условий его предоставления. Но бывают исключения. Причиной отказа может стать невыплаченный предыдущий кредит. Размер его практически не играет роли: откажут однозначно, поскольку получить информацию о займе сегодня не представляет никакой проблемы. Об этом опять-таки скажет любой кредитный агент. Помочь в этой ситуации он не сможет, но время будет сэкономлено.