В погоне за качествомДефицита торговых помещений Самара больше не испытывает. Арендные ставки прекратили расти. Осенью 2007 г. в городе планируется открытие еще двух крупных объектов — от местной компании “Виктор и Ко” и шведской IKEA.
“Этот рост нельзя назвать существенным, в прошлые годы, когда на рынке царил дефицит, цены увеличивались гораздо более значительно”, — отмечает генеральный директор инвестиционной компании “Крон-Инвест” Павел Третьяков. Только за первое полугодие 2006 г. цена 1 кв. м торговой недвижимости выросла в среднем на 20-25%, приводит он пример. По мнению Винтаева, данная ситуация объясняется тем, что за 2005-2006 гг. было введено большое количество новых площадей и спрос уже насыщен, предпосылок для значительного роста цен и ставок уже нет. По данным аналитического центра компании “Спектр недвижимости”, на конец августа 2007 г. аренда 1 кв. м в центре города стоила 1000 руб. в месяц, в более отдаленных районах равнялась 700-800 руб. в месяц. Цена продажи 1 кв. м торговой недвижимости в центральных районах города доходила до $2000, а в спальных районах Самары составляла около $1700. Третьяков добавляет, что в старом центре города, в формирующейся бутиковой зоне на ул. Куйбышева и Ленинградской, были отдельные предложения по $3000-3500 и даже $4000 за 1 кв. м.
Осенью этого года эксперты ожидают ввод большого количества качественных площадей и прогнозируют изменение ситуации на рынке. Винтаев говорит, что усилится перераспределение арендаторов из тех ТЦ, которые не отвечают современным требованиям, в новые объекты. С ним соглашается и Третьяков. “Наконец настанет момент, когда рынок торговых площадей будет расти уже не только количественно, но и качественно”, — радуется он. По словам Третьякова, в Самаре хватает старых торговых центров, которые больше напоминают крытые рынки. Проходимость у таких объектов небольшая. “В таких ТЦ, как, например, ЦУМ "Самара" или "Самарочка", нет развлекательной составляющей, крупных якорей, удобных больших парковок, качественного фуд-корта”, — перечисляет он их недостатки. И говорит, что уже в ближайшее время им надо будет задуматься о реконструкции, “либо они будут безнадежно проигрывать в конкурентной борьбе, несмотря на расположение в самом центре города”.
Новый комплекс будет называться “Космопорт”, его общая площадь составит 120 000 кв. м. Сумма инвестиций не раскрывается. Якорными арендаторами станут немецкая сеть электроники и бытовой техники Media Markt и гипермаркет французской сети Auchan, а также магазины сетей “Спортмастер” и “Снежная королева”. Точные сроки открытия “Космопорта” пока не определены, предположительно это произойдет в конце III — начале IV квартала 2007 г. |