Торговый центр экономклассаВ конце будущего года в Москве появится торговый объект принципиально нового для России формата. Компания "Гарант-Инвест Недвижимость", построившая торгцентр "Галерея Аэропорт" у одноименной станции метро, введет в эксплуатацию retail park - торгцентр, в котором дешевизна аренды достигается за счет отказа от большинства технических и "развлекательных" помещений, лифтов и даже туалетов. По словам Константина Романова, консультанта компании Jones Lang LaSalle (JLL, проектировала новый торгкомплекс "Гарант-Инвеста") , принципиальных отличий retail park от классических торгцентров несколько. Во-первых, здесь не будет мелких арендаторов: каждый из боксов будет занимать только один ритейлор. Во-вторых, в каждом боксе будет собственный вход, и покупателю не придется проходить через все магазины, чтобы попасть в нужный. В-третьих, в концепции retail park не предусмотрены развлечения и помещения общего пользования: вестибюли, туалеты, технические помещения т. д. "Такие помещения занимают обычно до 30% от площади торгцентра, а прибыли инвестору не приносят", - говорит Романов. Первый столичный retail park откроется в декабре 2004 г. на ул. Дорожной (ЮАО) по соседству с Metro cash & carry. Под будущий комплекс "Гарант-Инвест" (компания контролируется одноименным банком) арендовала участок площадью 3,7 га. По словам заместителя гендиректора компании Татьяны Смирновой, торговая площадь комплекса составит более 17 000 кв. м. Через 1 - 1,5 месяца, говорит Смирнова, должен быть сформирован пул арендаторов retail park, с учетом стандартов и требований которых будет вестись строительство. Всего, согласно проекту, retail park будет включать шесть не связанных друг с другом боксов площадью от 1300 кв. м до 3700 кв. м. Представители "Гарант-Инвест Недвижимости" и JLL не скрывают, что стремятся сделать проект максимально экономичным. Консультант департамента исследований и консалтинга Colliers International Наталья Сазонова подтверждает, что строительство и эксплуатация retail park действительно обойдется дешевле обычного торгцентра. "Обычно retail park строят одноуровневыми - затрат на лестницы, лифты и эскалаторы инвестор не несет", - говорит она. По оценке гендиректора строительной компании Trades BCB Владимира Олейника, экономия на подъемном оборудовании может составить от 7% до 10% , а стоимость строительства не превысит $500 за 1 кв. м. "При проектировании retail park рассматривалась ставка $200 - 250 за 1 кв. м. Для сравнения: в среднем по городу средневзвешенная ставка аренды в торгцентрах - $600 - 700 за 1 кв. м в год", - говорит Романов из JLL. Впрочем, Смирнова из "Гарант-Инвест Недвижимости" заявила, что пока не готова сказать, по каким расценкам будут сдаваться площади в проекте на Дорожной. Консультанты по недвижимости полагают, что вскоре примеру "Гарант-Инвеста" могут последовать и другие застройщики. "Для девелопера такой формат интересен тем, что, во-первых, его строительство довольно дешево, во-вторых, приходится работать с небольшим числом арендаторов. Площади в retail park берут, как правило, крупные операторы. Новичок вряд ли отважится сразу открыть магазин площадью более 1000 кв. м, - говорит Сазонова из Colliers International. - Покупателю тоже интересно: в одном месте собрано сразу 6 - 10 огромных магазинов". Перспективным форматом считает retail park и консультант отдела торговых помещений Noble Gibbons Марианна Романовская. "Я бы пока не торопился становиться арендатором этого retail park, - отмечает управляющий сетью "Джинсовая симфония" Алексей Потапов. - Низкие ставки аренды еще не аргумент. Главный вопрос - будет ли там комфортно. Сегодняшние покупатели со средним и выше среднего достатком хотят, чтобы в одном месте был и магазин, и кафе, и развлечения". Сергей Каннуников Статья о недвижимости получена: |