С подносом на выходС началом лета большинство москвичей перебираются за город. И хотя часть жителей столицы остаются верны мегаполису, общее число клиентов у московских рестораторов летом снижается, а, следовательно, владельцы таких заведений вынуждены искать новые способы привлечения посетителей. Одним из самых действенных методов, по мнению экспертов, является открытие летнего кафе. “Снаступлением тепла многие стационарные кафе и рестораны прирастают столиками, которые располагаются на огороженной территории в непосредственной близости от заведения. Такое уличное кафе дает возможность его владельцу на время летнего периода расширить площадь зала и увеличить количество посадочных мест”, — говорит руководитель направления коммерческой недвижимости “МИАН — Агентство недвижимости” Сергей Лобкарев. Открытие летнего кафе помогает завлечь в заведение дополнительных клиентов. Обычно стационарные кафе уже имеют своих постоянных посетителей, но кафе на открытом воздухе притягивает новых клиентов и является дополнительной рекламой самого заведения. Границы жанра “Чаще всего уличные кафе открываются не отдельно, а при уже существующем заведении, работающем в помещении”, — говорит заместитель генерального директора компании “Новый город” Александр Гениевский. Как рассказала заместитель руководителя столичного Департамента потребительского рынка и услуг Валентина Варфоломеева, летом 2006 г. в Москве планируется открыть 1586 уличных кафе, 990 из них будут расположены при стационарных заведениях, работающих круглый год. 25% летних кафе оборудуют детскими площадками, а 15% будут ориентированы на семейные встречи. “Деятельность летних кафе регулируется законом РФ "О защите прав потребителей", законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и "Правилами оказания услуг общественного питания", санитарными правилами для предприятий общественного питания, уставом предприятия и другими документами”, — перечисляет ведущий аналитик департамента маркетинга агентства недвижимости Doki Александр Скобкин. Кроме того, работу летних уличных кафе регламентируют два постановления правительства Москвы. Первое из них, от 28 декабря 2005 г. “О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции”, запрещает продавать алкоголь в летних кафе, открытых не при стационарных предприятиях. Второе постановление, от 25 апреля 2006 г. “Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территории г. Москвы”, также вводит ряд ограничений для уличных кафе. Согласно последнему постановлению летним кафе считается нестационарный объект сезонной торговли, работающий с 1 апреля по 1 ноября, размещенный возле стационарного предприятия общественного питания или стоящий отдельно, без оформления земельно-правовых отношений. По окончании сезона летнее кафе должно быть демонтировано. В связи с этим к таким заведениям не относятся объекты, построенные с помощью “кирпича, строительных блоков и плит” и предусматривающие “прокладку инженерных подземных коммуникаций и проведение строительно-монтажных работ”, гласит документ. Все по закону Чтобы открыть летнее кафе, его будущему владельцу необходимо собрать пакет документов. По данным участников рынка, чтобы такой сезонный зал принял посетителей в мае, заявки лучше подавать уже в феврале. “Требования, предъявляемые местными властями, достаточно жесткие. Во-первых, летнее кафе должно быть удалено от жилых домов. Во-вторых, территории кафе должны быть благоустроены, оснащены урнами и туалетами, а также обеспечены подъездными путями. В-третьих, предприниматели обязаны представить санитарно-эпидемиологическое заключение, договоры на вывоз мусора и обеспечить освещение. Кроме того, они должны не только соблюдать санитарные нормы, но и выдерживать определенную громкость музыки, звучащей в летнем кафе”, — рассказывает Сергей Лобкарев. По данным Александра Скобкина, необходимо также утвердить так называемый проектный план. “В проектный материал входят паспорт земельного участка, выданный администрацией района, выкопировка генплана города, эскизный проект, технологическая карта размещения оборудования со спецификацией, ассортиментный перечень и т. д.”, — говорит эксперт. По его словам, “проект придется согласовывать в районной администрации, санэпидемнадзоре, коммунальном отделе района, Комитете по товарному рынку, Управлении архитектуры и градостроительства, других организациях”. В Москве, по данным экспертов, функции Комитета по товарному рынку выполняет Роспотребнадзор. Как отмечают многие участники рынка, помимо этого, еще до представления проекта в управу необходимо внести свое будущее летнее заведение в так называемый ситуационный план, в котором записаны все летние кафе Москвы. В этом документе точно указаны все адреса будущих заведений, что, в частности, дает возможность столичным властям сообщать о точном количестве будущих уличных заведений заранее. Если кафе не внесено в ситуационный план, то разрешение на его открытие никто не выдаст. В свою очередь, Москомархитектура должна подтвердить, что сезонное кафе не нарушает общей архитектурной концепции города и вписывается в окружающую застройку. Последним этапом, на котором, кстати, может споткнуться желающий открыть такое заведение, по мнению экспертов, является неофициальная обязательность озеленения. В частности, районные управы требуют, чтобы в каждом летнем кафе были элементы этого озеленения, хотя бы цветы в кашпо. |