До конца этого года на рынке бытовой техники и электроники не останется серьезных брэндов, которые бы не собирались в России. Как стало известно «Бизнесу», сборочное производство на двух российских заводах налаживает самый консервативный японский производитель — Sony. До конца октября сборка ЖКтелевизоров этой марки начнется на двух калининградских заводах — «Радиоимпорте» и «Телебалте».
О том, что японская Sony переносит часть сборочного производства в Россию, «Бизнесу» рассказал источник, близкий к Sony, а также несколько участников рынка. Эту информацию подтвердил гендиректор калининградского завода «Радиоимпорт» Игорь Коноплев. По его словам, в качестве сборочных площадок выбраны калининградские заводы «Радиоимпорт» и «Телебалт», производство будет запущено в середине октября. Пока Sony будет собирать в России только ЖК-телевизоры, вопрос о других категориях еще не решен, неизвестны и точные объемы производства, добавил Коноплев.
На «Телебалте» от комментариев отказались, сославшись на то, что договор с Sony еще не подписан. Официальных комментариев Sony получить не удалось.
До этого момента Sony оставалась единственным крупным иностранным производителем электроники, который продавал в России только импортную технику. Так, электроника под брэндом LG собиралась на заводах Rolsen во Фрязине и Воронеже, Samsung — на новгородском «Арсенале» и калининградском «Телебалте», Philips- на «Арсенале».
В начале этого года стало известно о том, что тестовое производство телевизоров на «Телебалте» налаживает Panasonic, после чего Sony осталась последним чистым импортером на российском рынке. Тогда директор по развитию бизнеса Sony в России и странах СНГ Михаил Фандеев рассказывал «Бизнесу», что компания сочла сборочное производство в России нерентабельным из-за высоких затрат на контроль качества.
Участники рынка не удивлены решением Sony и уверены, что перенос сборки ЖК-телевизоров в Россию станет рентабельным проектом. «Невыгодно размещать в России более высокотехнологичное производство типа цифровых камер — в этом случае затраты на оборудование действительно превысят прибыль от локализации. А к идее о контрактной сборке такихкатегорий, как телевизоры, уже пришли все вендоры»,- рассуждает менеджер российского представительства Hitachi Сергей Дорожкин.
Hitachi собирает кинескопные телевизоры на «Телебалте» с 2002 года, а сейчас запускает в России сборку LCD-телевизоров. Экономию на логистике за счет локализации сборки Дорожкин оценивает в 6—7%.
«Кроме того, нельзя упускать, что, размещая сборку в России, компания на 100% легализует свою продукцию и гарантирует себе отсутствие претензий со стороны таможни»,- добавляет Дорожкин. Напомним, в конце прошлого года Федеральная таможенная служба в ультимативном порядке потребовала от производителей электроники перейти на прямой импорт, серьезно усложнив процедуру импорта техники в Россию для независимых дистрибуторов.
«При нынешней сложной ситуации с таможней только местная сборка может гарантировать, что заказанный дистрибутором или сетью товар будет на складе вовремя. Это позволяет ритейлеру спрогнозировать какие-то ценовые действия на рынке. Соответственно, локализация упрощает вендору общение с сетями»,- рассуждает директор по маркетингу российского Sharp Андрей Захаров. При этом менеждер считает, что сейчас местная сборка не приносит прямой финансовой экономии. «Реальная выгода у Sony появится тогда, когда они начнут собирать в России действительно крупные объемы, как LG»,- рассуждает Захаров.
Спокойно относятся к локализации местного производства и российские производители. «Вряд ли производители премиум-сегмента даже после локализации сборки будут снижать цены, мне кажется, за счет этого они просто будут повышать маржу»,- уверен совладелец компании Polar (калининградский производитель телевизоров) Эдуард Поляков.