Русские книги в ближнем зарубежье. Чем торгуют книгопродавцы в Казахстане?Сетевой формат розничной торговли обладает сильными конкурентными преимуществами: широкий ассортимент за счет больших торговых площадей, возможность снижения цен благодаря объему закупок, централизации менеджмента. Общие для торговли закономерности свойственны и для такой специфической отрасли, как книгораспространение. По данным КОМКОН-2, казахстанский книжный рынок составляет более 50 млн экземпляров в год. Российский рынок, тесно связанный с казахстанским, — около 720 млн экземпляров в год, но если учесть рынки СНГ, то общий объем рынка литературы на русском языке, издаваемой в России, достигает 1,5 млрд экземпляров. Более 80% продающихся в Казахстане книг — на русском языке, причем подавляющая часть импортируется. Если учесть затраты на доставку (10%), розничную наценку (50—70%), российский и казахстанский НДС (25%), то средняя цена российской книги (2,5 доллара) в Казахстане увеличивается до 3—3,5 доллара. В денежном выражении объем казахстанского рынка составляет не менее 100 млн долларов в год. Наиболее популярны среди читателей детективы, экономическая, юридическая литература, справочные издания. Серьезную художественную литературу предпочитает около 5% покупателей. Среднестатистический житель в России и Казахстане покупает три-четыре книги в год, а в США и Европе, например, 7—8 книг. На национальном уровне в Казахстане действует только одна книготорговая сеть — «Экономикс», имеющая несколько магазинов в Алматы, магазины в Актобе, Астане, Уральске и Кызылорде, представительство в Москве. Кроме розницы компания занимается оптовой торговлей. Хотя ассортимент сети включает и другие издания, исторически основной специализацией остается деловая и профессиональная литература. О стратегии развития компании рассказывает один из ее основателей и совладельцев Калу Токтабулатов. - Как начинался ваш бизнес? - В конце 80−х годов я жил в Москве, а мой брат — в Казахстане. В то время появились первые кооперативы, в том числе в книгоиздании. Они выпускали брошюрки «Как стать бизнесменом?", «Как заработать кучу денег?" и т. д. Читая их, я понял, что книги такого рода очень актуальны для Казахстана, в том смысле, что в советское время казахстанцы по менталитету были совсем «нерыночным» народом, по сравнению, например, с другими народами Средней Азии и Закавказья, издавна занимавшимися торговлей. Поэтому я сказал себе: «Казахстанские читатели должны получить эти книги», и начал возить их в чемоданах, баулах, зарабатывая на этом какие-то деньги, разумеется. Потом мой брат Серик, архитектор, остался без работы. В один прекрасный день он мне говорит: «Что ты мотаешься из Москвы в Алматы? Присылай оттуда книги, а я буду их здесь продавать». Он начинал с продажи литературы в Институте народного хозяйства, Сельхозинституте, установив там лотки. Такая челночная торговля продолжалась несколько лет, я и не предполагал, что мы создадим фирму. Обычно мы продавали дешевые брошюры, но однажды я привез очень дорогую по тем временам книгу — двухтомник «ЭкономикС», и она долго простояла в уголке лотка. А потом 100 ее экземпляров заказала библиотека КИМЭП. Я взял заказ, и пока поездом добирался до Москвы, все думал, у кого бы занять деньги? Помогли земляки-казахстанцы — дали мне на две недели заем под 260% годовых. С этого все и началось. Для работы с КИМЭПом пришлось создать юридическое лицо — фирму. - Как возникла идея ее названия? - Первая книга, которую нам заказали, была «ЭкономикС». И последняя буква «С» очень понравилась моему брату — его же Сериком зовут… Сначала фирма располагалась в нашей квартире, а под склад приспособили помещение под лестничной клеткой в подъезде. Но потом наши «дистрибьюторы» — студенты-заочники заявили: «Неудобно приходить за товаром, вести расчеты». И мы арендовали свой первый офис, магазин и склад одновременно в «Доме знаний» на улице Ташкентской в Алматы. Там уже располагался книжный магазин, и хотя он был полупустым, нас туда не пустили. И мы арендовали второй этаж. - Фактически это уже был оптовый бизнес? Вы привозили товар, а студенты распространяли? - Разносили как продавцы, носильщики, почтальоны… Учебные заведения разрешали, например, поставить стол и открыть лоток. Иногда администрация по каким-то своим соображениям нас выгоняла, и тогда нам приходилось рядом с институтом прямо на тротуаре стелить газету и продавать книги. Главное, мы не боялись делиться со студентами, привлекали их к торговле. Некоторые, наоборот, могли бы прогнать, а мы делились. Нам хотелось присутствовать везде, быть в разных точках, во всех институтах, увеличить оборачиваемость в условиях большой инфляции. К тому времени московские издательства начали нам доверять, поскольку мы дорожили платежной дисциплиной, и начали давать книги без предоплаты на реализацию сроком на месяц. |