Главная страница --> Маркетинг

Рынок не подарок. Подарочным .. | Мечтатели. Российские кондит .. | Я лучше знаю, что вам идет. .. | Тройка с плюсом. Как шведы п .. | Бренд федерального значения. .. |


Русские книги в ближнем зарубежье. Чем торгуют книгопродавцы в Казахстане?

Сетевой формат розничной торговли обладает сильными конкурентными преимуществами: широкий ассортимент за счет больших торговых площадей, возможность снижения цен благодаря объему закупок, централизации менеджмента. Общие для торговли закономерности свойственны и для такой специфической отрасли, как книгораспространение.

По данным КОМКОН-2, казахстанский книжный рынок составляет более 50 млн экземпляров в год. Российский рынок, тесно связанный с казахстанским, — около 720 млн экземпляров в год, но если учесть рынки СНГ, то общий объем рынка литературы на русском языке, издаваемой в России, достигает 1,5 млрд экземпляров.

Более 80% продающихся в Казахстане книг — на русском языке, причем подавляющая часть импортируется. Если учесть затраты на доставку (10%), розничную наценку (50—70%), российский и казахстанский НДС (25%), то средняя цена российской книги (2,5 доллара) в Казахстане увеличивается до 3—3,5 доллара. В денежном выражении объем казахстанского рынка составляет не менее 100 млн долларов в год. Наиболее популярны среди читателей детективы, экономическая, юридическая литература, справочные издания. Серьезную художественную литературу предпочитает около 5% покупателей. Среднестатистический житель в России и Казахстане покупает три-четыре книги в год, а в США и Европе, например, 7—8 книг.

На национальном уровне в Казахстане действует только одна книготорговая сеть — «Экономикс», имеющая несколько магазинов в Алматы, магазины в Актобе, Астане, Уральске и Кызылорде, представительство в Москве. Кроме розницы компания занимается оптовой торговлей. Хотя ассортимент сети включает и другие издания, исторически основной специализацией остается деловая и профессиональная литература. О стратегии развития компании рассказывает один из ее основателей и совладельцев Калу Токтабулатов.

- Как начинался ваш бизнес?

- В конце 80−х годов я жил в Москве, а мой брат — в Казахстане. В то время появились первые кооперативы, в том числе в книгоиздании. Они выпускали брошюрки «Как стать бизнесменом?", «Как заработать кучу денег?" и т. д. Читая их, я понял, что книги такого рода очень актуальны для Казахстана, в том смысле, что в советское время казахстанцы по менталитету были совсем «нерыночным» народом, по сравнению, например, с другими народами Средней Азии и Закавказья, издавна занимавшимися торговлей. Поэтому я сказал себе: «Казахстанские читатели должны получить эти книги», и начал возить их в чемоданах, баулах, зарабатывая на этом какие-то деньги, разумеется. Потом мой брат Серик, архитектор, остался без работы. В один прекрасный день он мне говорит: «Что ты мотаешься из Москвы в Алматы? Присылай оттуда книги, а я буду их здесь продавать». Он начинал с продажи литературы в Институте народного хозяйства, Сельхозинституте, установив там лотки.

Такая челночная торговля продолжалась несколько лет, я и не предполагал, что мы создадим фирму. Обычно мы продавали дешевые брошюры, но однажды я привез очень дорогую по тем временам книгу — двухтомник «ЭкономикС», и она долго простояла в уголке лотка. А потом 100 ее экземпляров заказала библиотека КИМЭП. Я взял заказ, и пока поездом добирался до Москвы, все думал, у кого бы занять деньги? Помогли земляки-казахстанцы — дали мне на две недели заем под 260% годовых. С этого все и началось. Для работы с КИМЭПом пришлось создать юридическое лицо — фирму.

- Как возникла идея ее названия?

- Первая книга, которую нам заказали, была «ЭкономикС». И последняя буква «С» очень понравилась моему брату — его же Сериком зовут… Сначала фирма располагалась в нашей квартире, а под склад приспособили помещение под лестничной клеткой в подъезде. Но потом наши «дистрибьюторы» — студенты-заочники заявили: «Неудобно приходить за товаром, вести расчеты». И мы арендовали свой первый офис, магазин и склад одновременно в «Доме знаний» на улице Ташкентской в Алматы. Там уже располагался книжный магазин, и хотя он был полупустым, нас туда не пустили. И мы арендовали второй этаж.

- Фактически это уже был оптовый бизнес? Вы привозили товар, а студенты распространяли?

- Разносили как продавцы, носильщики, почтальоны… Учебные заведения разрешали, например, поставить стол и открыть лоток. Иногда администрация по каким-то своим соображениям нас выгоняла, и тогда нам приходилось рядом с институтом прямо на тротуаре стелить газету и продавать книги. Главное, мы не боялись делиться со студентами, привлекали их к торговле. Некоторые, наоборот, могли бы прогнать, а мы делились. Нам хотелось присутствовать везде, быть в разных точках, во всех институтах, увеличить оборачиваемость в условиях большой инфляции. К тому времени московские издательства начали нам доверять, поскольку мы дорожили платежной дисциплиной, и начали давать книги без предоплаты на реализацию сроком на месяц.



Похожие по содержанию материалы:
10 наиболее частых ошибок, допускаемых при поиске работы ..
Panasonic откупилась от гнева «Эльдорадо» за 50 тысяч долларов. Сеть снова закупает продукцию компан ..
Почти половина покупок делается не теми, на кого рассчитывали маркетологи ..
Пожизенная майка. А не стать ли продавцом вечных товаров? ..
Рынок не подарок. Подарочным сетям придется менять концепции магазинов ..
Мечтатели. Российские кондитеры накормят шоколадом французов ..
Я лучше знаю, что вам идет. В ЦУМе появился магазинный стилист ..
Тройка с плюсом. Как шведы превращают «большую сотовую тройку» России в «четверку» ..
Бренд федерального значения. Народную водку за 65 рублей выпустит «Росспиртпром" ..
Собачьи законы ..
Сети уличного фаст-фуда стремятся к выходу в более крупные форматы ..
Украинцы вытесняют российский крепкий алкоголь с рынка ..
Пользователи не торопятся покупать в сети ..


Похожие документы из сходных разделов


Мечтатели. Российские кондитеры накормят шоколадом французов

Российский рынок шоколада близок к насыщению. Чтобы выжить в конкурентной борьбе, производителям приходится придумывать всевозможные маркетинговые ходы. Самый традиционный из них — прикинуться иностранной компанией.

Из всех существующих в мире сладостей, пожалуй, только к шоколаду везде относятся по-особому. Кто-то сравнивает его с нарк .. читать далее


«Русский Siemens» не вышел. «Ситроникс» сворачивает производство массовой электроники

Российский IT-концерн Sitronics сворачивает производство массовых электротоваров и начинает реорганизацию убыточного подразделения потребительской электроники. Опыт Sitronics лишний раз подтвердил, что российский бизнес не может конкурировать с азиатскими производителями в сфере производства электроники.

О планах реорганизации «потребительск .. читать далее


Шопинг-перекус. Правила работы на рынке фуд-кортов в торговых центрах

Московские магазины испытывают бум покупательской активности. Девелоперы торговых центров давно поняли, что потенциальных клиентов нужно привлекать не только сезонными скидками, но и возможностью совмещать полезное (шопинг) с приятным (семейный досуг и развлечения). В связи с этим у современных торгово-развлекательных центров непременный атрибут  .. читать далее