Гарнир к пельменям. Охлаждённые блюда становятся спасением для производителей пельменейПроизводство пельменей в России долгое время считалось весьма выгодным бизнесом. Пельменных цехов и фабрик понастроили столько, что предложение превысило спрос. Жители больших городов досыта наелись этим продуктом, и производителям приходится диверсифицировать бизнес. Фарш, состоящий в равных пропорциях из свинины и говядины, завернутый в тончайший слой пресного теста. Это — настоящие пельмени. В магазине такой продукт не купишь. Подавляющее большинство производителей предлагают его жалкое подобие. Один килограмм готовых пельменей стоит дешевле килограмма мяса, поэтому натуральной их начинку можно назвать весьма условно. «Основной ингредиент фарша — говядина. Однако для удешевления начинки и придания ей мягкости все добавляют сою. Свинины кладут совсем чуть-чуть, только для запаха», — признается Алексей Фролов, генеральный директор компании «Мириталь», ведущего в стране производителя пельменей. Если к сое добавить много свинины, начинка станет слишком мягкой и начнет растекаться. Правда, пельмени с растекающейся безвкусной начинкой в магазинах встречаются все чаще, поскольку и на говядине производители стараются сэкономить за счет всевозможных добавок. По данным Discovery Research Group, в 2005 году объем рынка пельменей приблизился к 550 000 тонн, что соответствует $850 млн. На пельмени приходится около 60% рынка замороженных полуфабрикатов (весь рынок эксперты компании оценивают в $1, 7 — 1, 9 млрд). И судя по всему, расширять бизнес в этом сегменте уже невозможно. «В 2004 году в натуральном выражении пельменный рынок вырос на 12 — 15%, в 2005-м — на 9 — 10%, а в нынешнем — темпы роста значительно снизились», — отмечает Илья Ломакин, исполнительный директор маркетингового агентства Discovery Research Group. Оценки производителей еще более пессимистичны. «Ежегодно рынок немного сокращается», — считает Николай Шумихин, директор департамента маркетинга компании «Равиоли». Как признаются сами производители, качество пельменей падает практически у всех, что отталкивает потребителей от этого продукта. Ведущие игроки отрасли всеми силами стараются привлечь внимание покупателей. Компания «Мириталь» начала осваивать пельменный сегмент премиум и одновременно решила диверсифицировать бизнес, предложив покупателю новый продукт — охлажденные готовые блюда. Коммунальный холодильник Компания «Мириталь», принадлежащая Алексею Фролову и Федору Сомову, начиналась с обычной торговой фирмы. «С 1991 года мы занимались дистрибуцией продуктов в Москве. Сначала продавали итальянский и немецкий шоколад, позже в нашем ассортименте появились итальянское мороженое под маркой «Мотто-Италия», пицца, замороженные овощи», — вспоминает Алексей Фролов. Партнеры обзавелись собственным парком машин, установили в магазинах свои холодильники. «К нашему мороженому продавцы магазинов постоянно подкладывали небольшие „шуршащие“ пакетики с пельменями от неизвестных производителей, — рассказывает Фролов. — Сначала мы боролись, требовали у работников магазинов выкинуть чужую продукцию из наших холодильников. Потом поняли, что пельмени пользуются таким большим спросом, что легче начать самим производить этот продукт, чем убедить продавцов не подкладывать его к нашим товарам». В 1996 году компаньоны купили несколько китайских аппаратов по производству пельменей, арендовали цех на территории электромеханического „Завода имени Ильича“». И начали производство. Пельменный рынок тогда развивался динамично. Однако большая часть продававшейся продукции была безымянной. Среди брендированных пельменей на московских прилавках были представлены только «Богатырские» от «Талосто» и «Останкинские» от одноименного мясоперерабатывающего комбината. Поэтому владельцы «Мириталь» сразу решили продавать пельмени под своей маркой. Вначале сделали ставку на высокое качество, поэтому на мясе не экономили. «Пельмени получились очень качественными, поэтому стоили на 50% дороже, чем продукция других фирм», — рассказывает Фролов. Благодаря развитой системе дистрибуции «Мириталь» смогла распространить свой товар по торговым точкам столицы. Но он почти не продавался. «Азам постсоветского маркетинга нас научила женщина-товаровед одного из магазинов. Не стесняясь в выражениях, она заявила, что мы занимаемся ерундой — привозим товар, который никому не нужен. Дескать, пельмени мы должны поставлять по той же цене, что и другие производители. Ни на рубль дороже. Ведь покупатели воспринимают пельмени как незамысловатый повседневный продукт и не понимают, почему одни должны стоить дороже, чем другие», — вспоминает Алексей Фролов. |