Когда корпоративная система холдинга — не только учет. за основу берется относительный показатель — рентабельность, т.е. не принимается во внимание, что при большом объеме работ на объекте можно и нужно жертвовать нормой рентабельности за счет роста массы прибыли. Этот классический пример ошибочных решений из теории управленческого учета для первокурсников на практике приносил холдингу существенный вред. Топ-менеджер, принимающий решения, не задумываясь, отсекал любой заказ, где процент операционной рентабельности был ниже планового норматива. При этом не учитывалось, что величина маржинальной прибыли отвергнутого заказа могла быть такой, что целый квартал позволила бы покрывать содержание всего центрального офиса. В других случаях холдинг проигрывал тендеры, со своей стороны «заламывая» излишне завышенную цену в сравнении с предложениями конкурентов. Нами был предложен новый порядок, основанный на применении несколько преобразованного принципа экономической добавленной стоимости (EVA). Управленческое решение о выгодности заказа следует принимать на основе абсолютного, а не относительного критерия, а в качестве такого критерия использовать массу генерируемой объектом маржинальной прибыли, откорректированную на сумму стоимости прямого (задействованного на объекте) рабочего капитала. Такая корректировка для холдинга весьма актуальна. Дело в том, что в строительном бизнесе достаточно длительные сроки работ. Процентование выполненных работ происходит не сразу. Незавершенное производство может по тем или иным причинам зависать на достаточно продолжительный срок. Кроме того, с каждым заказчиком особые условия расчетов: кто-то авансирует, кто-то — нет; работа может начинаться сразу после получения аванса, а может и не сразу; аванс может зачитываться по окончанию всех работ, допустим, через год, а может поэтапно, причем по различным алгоритмам. Наконец, фактор оплаты заказчиками выполненных работ: если заказчик — государственная структура, то инкассация дебиторской задолженности может затянуться на полугодие и больше. Все это, несомненно, влияет на экономическую выгодность заказа и, соответственно, решение холдинга «брать» или «не брать» объект, поскольку стоимость «замораживаемого» в незавершенном производстве и дебиторской задолженности рабочего капитала может существенно изменить экономический результат от его реализации. Мы разработали и автоматизировали специальные алгоритмы расчета, которые позволяют оценивать выгодность заказа на основе определения ожидаемой прямой экономической добавленной стоимости (EVA) объекта. Заметим, что как сам расчет EVA, так и связанный с ним достаточный разветвленный документооборот изначально были реализованы нами с помощью офисных приложений Microsoft. Сейчас это создает определенные трудности в процессе сбора необходимой для расчета информации, неудобства в применении результатов расчета, а также исключает возможность автоматического формирования план-факт-отчета по окончанию работ на объекте. Новация 2. Автоматизация согласования, планирования и процентования субподрядных договоров. Сейчас в холдинге существует несколько ступеней детализации каждого из бизнес-процессов, связанных с договорами субподряда, с подробным пошаговым описанием установленных регламентов и процедур. Необходимость такой формализации обусловлена неотъемлемыми требованиями успешного функционирования системы контроллинга. Кроме того, одной из косвенных целей разработанной нами системы являлось повышение оперативности разработки и согласования договорной и плановой документации, в том числе и путем реализации указанных процессов в режиме удаленного доступа. Такой уровень автоматизации позволяет не только оптимизировать профильные бизнес-процессы, но и вплотную приблизиться к одному из основных принципов функционирования ERP-систем: «Кто порождает информацию, тот и вводит ее в систему». Рассмотрим действие этого принципа на примере электронного согласования актов сдачи-приемки работ субподрядчика, выполняемого ответственными представителями производственного подразделения генподрядчика. Сразу после перевода указанного документа в статус «утверждено» система автоматически генерирует проводки по счету учета расходов в корреспонденции со счетом учета обязательств с субподрядчиком. Исключается бумажный документооборот, сокращается количество точек ввода информации в систему и, следовательно, снижаются риски возникновения «человеческих ошибок», сокращается загруженность учетного персонала. Новация 3. Автоматизация прогноза ожидаемой задолженности и определение источников ее погашения. Введенная в среду «1С:Предприятие» и обработанная по заданным алгоритмам информация позволяет системе генерировать и представлять на выходе заинтересованным пользователям отчеты, необходимые для выполнения вмененных им функций и принятия управленческих решений. Проиллюстрируем это на примере месячного плана выполнения и оплаты субподрядных работ. Большинство ячеек этого плана заполняется в автоматическом режиме: часть информации перекачивается из введенных в систему субподрядных договоров, часть — из учетных данных, часть — на основании расчетов по заданным алгоритмам. Ручной ввод при этом минимизирован: по сути, вручную вводится только планируемый объем выполнения строительных работ в натуральном измерении. Система сама пересчитывает планируемое за месяц натуральное выполнение в стоимостной эквивалент, затем с учетом входящей на начало месяца дебиторской или кредиторской задолженности определяет задолженность, ожидаемую на конец месяца при условии выполнения запланированных объемов. |