Главная страница --> Управление

До приостановки слияния ЮКОС .. | Советы консультанта: Мужчина .. | Финансовое планирование деят .. | Россия не платит по долгам .. | Монополист под давлением .. |


Субкультуры в организациях

ПЕРСОНАЛ-МИКСНаучно-практический журнал по вопросам управления персоналом. /

Илья Мельник
ведущий аналитик Агентства социальной информации (Санкт-Петербург)

Хотя понятие субкультуры гораздо менее известно руководителям, чем понятие организационной культуры, трудно найти компанию, корпоративная культура которой была бы монолитна. Фактически большинство менеджеров в повседневной практике управления сталкиваются именно с субкультурами — теми или иными разновидностямидоминирующей культуры организации.

Внимание к субкультурам позволяет правильно понять различные противоречия, которые могут затруднять функционирование организации. К примеру, в одной консалтингово-внедренческой компании постоянно конфликтовали два подразделения, от слаженного взаимодействия которых напрямую зависели успехи всей фирмы. Возникавшие конфликты разрешались только после непосредственного вмешательства руководства. Как выяснилось, причина разногласий заключалась в различном понимании руководителями этих подразделений (а следовательно, и сотрудниками) основных принципов работы компании и ее ценностей, что и приводило к постоянным конфликтам. Сотрудники каждого подразделения считали, что другие должны работать точно так же, как и они, тогда как по сути оба отдела имели отличающиеся друг от друга субкультуры.

В то же время субкультуры вовсе не обязательно являются препятствием для деятельности организации: если организация не подавляет существующие в ней культурные различия, то они могут представлять ресурс для ее развития.

Чаще всего организационная (или корпоративная, что несколько сужает это понятие) культура определяется как совокупность ценностей, обычаев, традиций, норм, верований и предположений, которые делают ту или иную организацию уникальной. Организационная культура — это система ценностей организации, воплощенная в различных сторонах ее деятельности. Организационную культуру можно назвать духом или характером организации, ее достаточно просто охарактеризовать, хотя измерить довольно сложно. (Кстати, в свете разговора о субкультурах интересно отметить, что организационная культура сама по себе является определенной субкультурой в рамках культуры социума.)

Аналогично культуре общества в целом, культуру организации нельзя понимать как абсолютно однородную и внутренне неразделимую сущность. Специфика культуры определяется ее носителями: как в обществе есть различные социальные группы, которые могут выражать ценности, в определенной степени отличающиеся от общей культуры социума, так и в организации существуют отдельные группы (формальные и неформальные), которые являются носителями местных субкультур.

Организационная культура — заведомо неоднородное явление, так как в любой культуре главенствуют формирующие ее базовые характеристики, указывающие, какие принципы должны преобладать, если возникает конфликт внутри культуры. Это делает возможным наличие отличных от доминирующей культуры систем ценностей. Таким образом, в любой организации потенциально заложено множество субкультур, причем почти любая из них может стать доминирующей, если она поддерживается и используется руководством организации как консолидирующий элемент.

Что же такое субкультура?

Применительно к организации, субкультуру можно определить как совокупность ценностей, отличающих ту или иную подгруппу в рамках организации.

Лучше понять место и значение субкультуры в системе управления организацией поможет классификация различных ее типов. Эта классификация может проводиться по разным основаниям:

1. По степени совпадения ценностей субкультуры с ценностями организационной культуры в целом можно выделить:
— «передовую» субкультуру — как правило, это субкультура центрального аппарата управления (который больше всего и влияет на доминирующую культуру), где приверженность ключевым ценностям доминирующей культуры проявляется сильнее, чем в других частях организации;
— «неконфликтующую» субкультуру, где ключевые ценности доминирующей в организации культуры принимаются членами группы наряду с набором других ценностей, не конфликтующих с общепринятыми. Чаще всего «неконфликтующая» субкультура существует в отдаленных от центра подразделениях организации (территориальных или функциональных). Именно так субъекты организации приспосабливаются к специфике деятельности или местным условиям;
— «контркультуру» — носителями этого типа субкультур являются члены организации, отвергающие ценности доминирующей в организации культуры. Как правило, «контркультуры» можно расценивать как выражение недовольства индивидов или групп тем, как центральный управленческий аппарат организации распределяет организационные ресурсы. Не имея возможности открыто противостоять прямым указаниям руководства, носители «контркультуры» выражают несогласие с существующими условиями деятельности путем формирования и культивирования особой системы ценностей и правил поведения, противоречащей доминирующей в организации культуре.

2. По тому, какие подразделения в организации являются носителями той или иной субкультуры, выделяются:
— субкультуры территориальных подразделений организации, например субкультуры национальных представительств международных компаний (во многом обусловленные необходимостью привлекать для работы местный персонал) или филиалы организаций в странах с большой территорией (что как нельзя больше применимо к России);



Похожие по содержанию материалы:
Каждый десятый работает нелегально ..
Выпускник меняет профессию ..
Женщинам в Европе трудно сделать карьеру ..
Все лучшие определения маркетинга ..
До приостановки слияния ЮКОСа и "Сибнефти" Абрамович встретился с Путиным ..
Советы консультанта: Мужчина или женщина? ..
Финансовое планирование деятельности предприятия ..
Россия не платит по долгам ..
Монополист под давлением ..
Механизм формирования корпоративной культуры ..
У меня идут года, где работать мне тогда? ..
Как выбрать директора по маркетингу ..
Объять необъятное... или Стандарт управления проектами — это наше все! ..


Похожие документы из сходных разделов


Физические модели в управленческом консультировании: междисциплинарный и трансдисциплинарный подходы

Крючков В.Н.
 
Опубликовано в номере: Менеджмент в России и за рубежом №3 / 2002

Введение

И если у советчика установилось мнение, ничем не смущенное и не подверженноесомнению, то пусть властелин следует ему и не ополчается на него, есливоспоследует промах и .. читать далее


Безусловный эффект условных сделок
Газета "Бизнес" /

АЛЕКСАНДР ЗАДОРОЖНЫЙ, юрист коллегии «Юков, Хренов и партнеры».

Процессы усиления конкуренции на товарных и финансовых рынках привели в предпринимательской среде к ажиотажному спросу на различные инструменты, направленные на снижение рисков и повышение эффективности ведения бизнеса. Условные сделки, открытые юрист .. читать далее


Сущность и характерные особенности управленческих решений

Голубков Е.П.,
академик Международной академии информатизации,
д.э.н.., профессор АНХ при правительстве РФ

 
Опубликовано в номере: Менеджмент в России и за рубежом №1 / 2003

Настоящей статьей-лекцией открывается цикл публикаций, посвященных управленческому< .. читать далее