Как правильно интегрировать российскую фирму в глобальный инвестбанкПереговорные в новом московском офисе Deutsche Bank (DB) носят названия германских городов. На Садовническую улицу банк переехал весной, на завершающем этапе поглощения Объединенной финансовой группы. Скоро об ОФГ будут помнить только старожилы: с сентября из официального названия банка исчезла аббревиатура UFG, напоминавшая о российской инвесткомпании, покупка которой обошлась DB в $465 млн. Екатерина Самородова,Юлия ГоворунСлияние или поглощение — рискованная затея. По оценке McKinsey, в мире 60% таких сделок заканчивается неудачей. Это наблюдение справедливо и для российского банковского сектора: по наблюдениям Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии, слияния отечественных банков чаще ведут к потере эффективности, чем к ее повышению. Причина — «организаторы успеха», топ-менеджеры купленного банка, покидают насиженное место, чтобы строить новый бизнес. «Утечки мозгов» в процессе поглощения ОФГ не избежал и Deutsche Bank, но эта сделка увенчалась успехом. В чем секрет? ПОКУПКА НА ВЫРОСТ Российская «дочка» появилась у Deutsche Bank всего за несколько месяцев до августовского кризиса 1998 г. В отличие от других глобальных игроков, свернувших свою деятельность в России, немецкий банк с категоричными выводами не спешил. И правильно сделал. К 2003 г. ООО « Немцы не стали торопиться: на первом этапе купили 40% акций, оговорив вариант развода на случай, если «не сложится». Больше всего DB интересовали аналитический отдел ОФГ и отдел корпоративных финансов. Входившую в российскую группу управляющую компанию «ОФГ Инвест» DB покупать не стал. С 2004 г. партнеры стали работать под брендом Deutsche UFG. А в 2006 г. DB реализовал опцион на покупку оставшихся 60%. К тому времени ОФГ подорожала почти в 3,5 раза, с $200 млн (во столько был оценен приобретаемый бизнес на первом этапе) до $700 млн. Такой рост объяснялся не только бурным развитием рынка, но и совместной работой с глобальным банком. «Начиная с первого этапа мы взаимодействовали как стратегические партнеры, наладив перекрестные продажи [разных продуктов одним и тем же клиентам], — говорит Соловьев. — НА ПЛАТФОРМЕ Легко сказать — обмен клиентами. В параллельных мирах глобального и местного банков было слишком много нестыковок, которые приходилось удалять вручную. Например, всем старым клиентам ОФГ было предложено переоформить договоры — чтобы не возникло вопросов у британского финансового регулятора FSA, по правилам которого работает DB. Сотрудникам даже пришлось некоторое время работать сразу на двух программных платформах. Термин «платформа» в «Дойче» очень любят. «Они часто говорят: you have to get on the platform, — вспоминает CFO “Базэла” Александр Лукин, — что означает: ты должен полностью соответствовать их правилам игры». Про таких, как Лукин, с 2004 по 2006 г. работавший в Deutsche UFG финансовым директором, говорят: has left the platform. А правила у DB настолько строгие, что не все могут на этой платформе долго продержаться. «У нас очень жесткие процедуры внутреннего контроля (compliance), ведь мы должны соответствовать требованиям регуляторов всех стран, в которых работает Deutsche», — объясняет Соловьев. Для многих сотрудников ОФГ, не привыкших к таким формальностям, внедрение новых процедур стало культурным шоком. Один из ключевых аспектов инвестбанкинга — поиск новых клиентов для заключения сделок. На обработку клиента могут уйти месяцы, и вдруг… «Часто сделка, которой в российской компании дадут зеленый свет, для глобального банка будет в желтой или даже красной зоне, потому что с точки зрения compliance или контрагент выглядит ненадежным, или происхождение денег вызывает вопросы», — приводит пример гендиректор интернет-брокера «Атон-Лайн» Иван Тырышкин, ушедший с должности старшего исполнительного директора Deutsche UFG в 2006 г. «Строгие процедуры внутреннего контроля Deutsche сработали и при объединении клиентских баз, — рассказывает Сергей Бабаян, до 2006 г. занимавший должность директора DB, ныне управляющий директор Переход на новую «платформу» затронул и аналитический отдел, который почти полностью перекочевал из ОФГ в Deutsche. «Десять лет назад инвесткомпании, в том числе ОФГ, жили по другим правилам. Становление нашего бизнеса совпало с ужесточением регулирования на Западе после дела Enron, — говорит руководитель аналитического управления DB Алексей Яковицкий. — Сегодня аналитик в международной компании может быть уволен, если он сообщит об изменении рекомендаций трейдеру раньше, чем клиентам. У трейдеров [DB] даже нет доступа в помещения, где сидят аналитики». |