Главная страница --> Управление

Женщинам в Европе трудно сде .. | Все лучшие определения марке .. | До приостановки слияния ЮКОС .. | Советы консультанта: Мужчина .. | Финансовое планирование деят .. |


Искушение менеджментом пятого уровня

 

Тезисы выступления на конференции "Менеджмент Сего Дня: Интеллектуальные ресурсы повышения стоимости компании. Или еще раз о кадрах, которыерешают все" (18-19 сентября, Москва)

Дмитрий Сироткин, Исследовательско-консультационная фирма "АЛЬТ"
http://www.altrc.ru
alt@altrc.ru

Понятие «менеджмент пятого уровня» введено Джимом Коллинзом в его книге «От хорошего к великому». В России идеи Коллинза вызвали не массовый, но энергичный отклик. Почему эффект воздействия книги Коллинза на российских управленцев определяется здесь как «искушение»? Потому что Коллинз описывает весьма привлекательную, но при этом труднодостижимую на практике модель управления.

Модель Коллинза привлекательна сочетанием эффективности бизнеса с осмысленностью, человечностью и драйвом управления:

  • Эффективность компании – кому не хочется, чтобы рост стоимости его компании в 3 раза превосходил средние по рынку темпы роста?
  • Феномен руководителя 5-го уровня как новый «образец» успешного руководителя ….
  • Формирование энергичной «команды лучших», открытое и демократичное обсуждение проблем, реальное делегирование ответственности
  • Выработка собственной уникальной концепции «ежа» (стратегии), обеспечивающей достижение выдающихся результатов
  • Целеустремленность и последовательность в реализации концепции «ежа» («эффект маховика»), подкрепленные сильной системой ценностей компании

И главное, что искушает души управленцев –амбициозная цель создать выдающуюся, а в идеале – великую компанию, реализовать себя в выдающейся компании, а не просто успешно «делать бизнес».

При этом модель Коллинза труднодостижима и несет с собой высокие риски:

  • Выдающиеся результаты отнюдь не гарантированы, группой Коллинза было отобрано всего 11 американских компаний, соответствующих жестким критериям перехода от посредственной к великой компании
  • Нелегко разглядеть в скромном и целеустремленном менеджере будущего руководителя пятого уровня и доверить ему управление компанией
  • Достижение выдающихся результатов сильно завязано непосредственно на руководителя пятого уровня; поэтому есть большой риск того, что в случае его неожиданного ухода из компании результаты не будут достигнуты.
  • Критерии того, что собственная концепция «ежа» выработана, достаточно субъективны. Нет четкого алгоритма ее выработки, соответственно нет гарантий, что она будет выработана вообще.
  • В процессе реализации концепции «ежа» высоки риски выйти за ее жесткие рамки и не достичь ожидаемых результатов

Вряд ли опыт изученных Коллинзом американских компаний может быть использован напрямую. Однако интересно рассмотреть практику управления российскими компаниями в контексте модели Коллинза. Рассмотрим ключевые параметры управления компанией, проявившиеся в исследовании Коллинза. Это «лидер», «команда», «стратегия», «бизнес-модель», «ценности».

Лидер: руководитель-«функция» или руководитель-«смысл»?

Отправным пунктом перехода компании от посредственной к великой является появление во главе нее руководителя 5-го уровня. Руководителем 5-го уровня Коллинз называет руководителя, который целенаправленно стремится добиться выдающихся результатов в течение длительного времени и сочетает в себе выдающиеся человеческие качества (например, скромность) и профессиональную волю. Какова достойная и жизненная альтернатива руководителю 5-го уровня? У Коллинза это амбициозный руководитель-“звезда”, реализующий модель “Гений и 1000 помощников”. В российских условиях тоже хватает руководителей-“звезд”, но идеологически руководителю 5-го уровня скорее следует противопоставить руководителя-“функцию”. Это высшее достижение управленческих технологий, профессионал, достигающий высоких результатов в любой компании. Как правило, ему не важно, в какой компании работать, лишь бы платили больше, чем в предыдущей, и не мешали делать дело. Он основывается на универсальных решениях, апробированных на других компаниях, а не на уникальной для каждой компании “концепции ежа”. Руководитель-“функция” привносит в компанию технологичность, руководитель 5-го уровня – осмысленность. Наверное, можно сказать, что он возвращает компании утерянный на каком-то этапе смысл ее существования, обеспечивая тем самым возможность того, что из посредственного середнячка компания действительно перейдет в элитную группу выдающихся компаний.

Команда: попутчики или единомышленники?

Коллинз отмечает, что подбор нужных членов команды является приоритетной задачей для руководителя пятого уровня: “Сначала кто (команда), а потом – что (стратегия)”. В команду подбирают лучших специалистов в своей области, при этом больше концетрируясь на близких компании ценностях и характере, нежели на конкретных профессиональных умениях и знаниях.



Похожие по содержанию материалы:
Профессиональная пригодность руководителя ..
Налоговая система ЕС непригодна для интернета ..
Каждый десятый работает нелегально ..
Выпускник меняет профессию ..
Женщинам в Европе трудно сделать карьеру ..
Все лучшие определения маркетинга ..
До приостановки слияния ЮКОСа и "Сибнефти" Абрамович встретился с Путиным ..
Советы консультанта: Мужчина или женщина? ..
Финансовое планирование деятельности предприятия ..
Россия не платит по долгам ..
Монополист под давлением ..
Механизм формирования корпоративной культуры ..
У меня идут года, где работать мне тогда? ..


Похожие документы из сходных разделов


Стоит ли гендиректору урезать себе зарплату, когда компания попадает в кризис
"Ведомости" /

Когда бизнес лихорадит, руководитель не может оставаться в стороне, считают несколько гендиректоров американских компаний. Реформы в терпящих бедствие организациях они начинали с себя, сократив размер собственного вознаграждения до $1 или вообще до нуля. Но даже столь радикальные меры не всегда помогают вывести компанию и .. читать далее


Как правильно интегрировать российскую фирму в глобальный инвестбанк
SmartMoney /

Переговорные в новом московском офисе Deutsche Bank (DB) носят названия германских городов. На Садовническую улицу банк переехал весной, на завершающем этапе поглощения Объединенной финансовой группы. Скоро об ОФГ будут помнить только старожилы: с сентября из официального названия банка исчезла аббревиатура UFG, напоминавша .. читать далее


Сырье в земле и в головах
"Ведомости" /

Эффективность рынка труда — один из главных источников конкурентного преимущества России, считают специалисты Всемирного экономического форума в Давосе. Российские эксперты их оптимизма не разделяют

Всемирный экономический форум в Давосе ежегодно составляет так называемый глобальный индекс кон .. читать далее