United и Continental захватывают небо. Компании сольются в лидера пассажирских авиаперевозокАмериканские United Airlines и Continental Airlines обсуждают планы слияния, которое позволит создать крупнейшую по объемам пассажирских перевозок авиакомпанию. Авиаперевозчики США, оправляющиеся от многолетнего кризиса в отрасли после терактов 11 сентября 2001 года, стремятся консолидироваться, чтобы противостоять конкуренции со стороны низкобюджетных перевозчиков. Слухи о возможном слиянии United, второй по величине авиакомпании США, и Continental, занимающей четвертую позицию, появились несколько месяцев назад. Все это время руководители компаний обдумывали вероятные выгоды от создания авиагиганта, который войдет в десятку крупнейших авиакомпаний мира. Во вторник на рынке появилась информация, что компании, каждая из которых оценивается в 4 млрд долл., все же начали переговоры. По данным The Wall Street Journal, Гленн Тилтон, глава UAL Corp., материнской компании United Airlines, и его коллега из Continental Ларри Келлнер провели личную встречу. Официальные представители United и Continental пока воздерживаются от комментариев. Ранее Гленн Тилтон неоднократно заявлял, что консолидация пойдет на пользу отрасли, хотя будет несколько запоздалой и сложной. Известно, что совокупные убытки ведущих авиакомпаний США практически разорили индустрию. После терактов 11 сентября американские авиакомпании держатся на плаву только благодаря положениям главы 11 Кодекса о банкротстве США, которая предусматривает защиту компании от кредиторов и проведение реорганизации долговых и контрактных обязательств под надзором суда. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта, мировая авиаиндустрия окончательно оправится только в следующем году и впервые получит совокупную прибыль в 2,5 млрд долл. (см. вчерашнюю РБК daily). Эксперты с некоторым сомнением смотрят на перспективы объединения United и Continental. «Спрос на рынке авиаперевозок вновь вырос, и компании теперь думают, какие дальнейшие шаги предпринять, — заявил РБК daily главный экономист консалтинговой фирмы Airclaims Питер Мор — В любом бизнесе целью консолидации является снижение расходов, расширение возможностей на рынке и увеличение прибыли». «Финансовые выгоды предлагаемой сделки, как и в целом консолидации в авиаиндустрии, далеко не очевидны, — считает он. — Что получится, если объединить два неэффективных предприятия — одно гигантское неэффективное предприятие или все же более эффективное? Имеющиеся примеры показывают, что у новой авиакомпании дела часто шли не лучше, чем у компаний-предшественниц. Почему на этот раз должно быть иначе?" Однако очевидно, что в большинстве американских авиакомпаний не согласны с экспертом. В ноябре US Airways Group сделала Delta Air Lines предложение о недружественном поглощении за 8 млрд долл. Вчера AirTran Holdings объявила о намерении приобрести Midwest Airlines. Они вынуждены объединяться под давлением со стороны многочисленных низкобюджетных перевозчиков. «Если посмотреть на таких low-cost-перевозчиков, как, например, Southwest или JetBlue, то бизнес-модель, которой они пользуются, неизменно приносит прибыль, — сказал РБК daily Питер Мор — Вопрос в том, сможет ли новый составной перевозчик настолько же снизить свои цены, чтобы зарабатывать, а не нести убытки? Когда дело дойдет до ценообразования, низкобюджетные компании предложат еще более низкие цены». |