Налоговый рай в регионах2. СЭЗ для реализации отдельных экономических программ – «Экологическая мини-модель общества будущего» на Алтае, ПО «ЕлАЗ» в Татарстане, аэропорт «Ульяновск – Восточный». 3. Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) или наукограды – территориальные образования, в которых разрабатывали и выпускали высокотехнологичное оружие (например, ядерное) и его компоненты. 4. СЭЗ оффшорного типа - территории со специальным налоговым режимом – Калмыкия, Ингушетия, СЭЗ «Алтай», ЭЭР «Алтай» и г. Барнаул в Алтайском Крае, Бурятия, города Углич и Курск. Позже «внутренние оффшоры» были организованы в Московской, Ленинградской, некоторых районах Новгородской и Калужской областей. Достоинства «новых» оффшоров Компании-резиденты современных ОЭЗ смогут снизить свои общие издержки почти на 30 процентов. Только отмена административных барьеров уменьшит расходы фирм на 5-7 процентов в промышленно-производственных ОЭЗ и на 3-5 процентов - в технико-внедренческих. Так, взаимоотношения инвестора и властных структур будут строиться по принципу «одного окна». Его реализуют при помощи концентрации основных полномочий в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами. На создание инфраструктуры ОЭЗ в бюджете 2006 года предусмотрены 8 миллиардов рублей. Государственное финансирование снизит издержки резидентов еще на 8-12 процентов. Концентрация производства позволит избежать дополнительных расходов в размере 3-7 процентов от стоимости инвестиционных проектов. Кроме этого, резиденты каждой из четырех технико-внедренческих зон получат по 100 миллионов рублей из государственного Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. В будущем федеральное правительство намерено расширять льготы и финансирование для резидентов ОЭЗ. Разумеется, оно установит и контроль за целевым использованием денег. При этом бюджетные средства можно будет тратить только на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры оффшоров. Скорее всего, контроль за деятельностью ОЭЗ не будет слишком жестким. Иначе их создание потеряет всякий смысл. За примером чрезмерного «закручивания гаек» далеко ходить не надо – в Белоруссии «свободные экономические зоны» существуют в течение последних десяти лет. За время своей работы они привлекли инвестиций на общую сумму всего в 159 миллионов долларов. При этом среди инвесторов нет ни одной крупной компании с мировым именем, которая могла бы создать репутацию белорусским СЭЗ. Кто управляет ОЭЗ В договоре о создании льготной зоны будет указан размер обязательств федерального центра, региона и муниципалитета по финансированию ее инфраструктуры, а также состав наблюдательного совета ОЭЗ. Последний и будет определять режим работы зоны. В него войдут представители:
Руководителя наблюдательного совета будут выбирать голосованием. При этом представитель резидентов зоны им стать не сможет. Льготы туристических и портовых ОЭЗ Резидентов туристическо-рекреационных зон планируют освобождать на пять лет от земельного и «имущественного» налогов. Также для таких фирм установят пониженную ставку ЕСН – всего 14 процентов с зарплаты до 280 тысяч рублей в год. Вдобавок регионы смогут предоставить им дополнительную 4-процентную льготу по налогу на прибыль. Однако снижение сумм платежей в бюджет – не главное, что должно привлечь фирмы в оффшоры. Наиболее значимой помощью государства станут инвестиции в инфраструктуру отдыха – дороги, энергоснабжение и аэропорты. На статус туристических ОЭЗ претендуют прилегающая к озеру Байкал Иркутская область и Бурятия, а также Краснодарский край и Калининградская область. Хорошие шансы стать портовыми ОЭЗ имеют Усть-Луга, Мурманск, Санкт-Петербург и Новороссийск. Наиболее вероятные кандидаты среди аэропортов – Красноярский и Домодедовский. «Портовые» резиденты смогут без импортных пошлин и НДС ввозить в зону стройматериалы, технику, оборудование для ремонта и оснащения судов, погрузочных работ и хранения товаров. Кроме этого, их освободят от акцизов на топливо и ГСМ. Закон может быть принят в ближайшее время, но реальные работы по созданию инфраструктуры таких зон, скорее всего, начнутся не раньше 2007 года. В государственном бюджете на текущий год средства на них не предусмотрены. Плюсы производственных и внедренческих зон Промышленно-производственные ОЭЗ могут занимать площадь не более 20 квадратных километров, а технико-внедренческие – лишь 2. Срок существования особых экономических зон – 20 лет. Продлению он не подлежит. Резиденты промышленно-производственных зон обязаны вложить в развитие бизнеса 10 миллионов евро. При этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее миллиона евро. Для резидентов технико-внедренческих зон минимальная сумма вложений не установлена. Для технико-внедренческих зон законодатели планируют снизить ставку ЕСН с 26 до 14 процентов. А за пользование земельными участками фирмы будут платить не больше двух процентов от их кадастровой стоимости в год. Резидентов промышленно-производственных зон будут освобождать от местных налогов на пять лет. Кроме этого, в таких ОЭЗ можно будет применять специальный коэффициент к норме амортизации основных средств. Так компании смогут быстрее обновлять оборудование. Будет снято и 30-процентное ограничение по переносу убытков, которые фирма получила в одном налоговом периоде, на последующие. |