Налоговый рай в регионахИлья Плеханов, генеральный директор консалтинговой компании «Советник» В конце прошлого года государство решило создать шесть новых особых экономических зон с льготным режимом налогообложения. Все они расположены в российских регионах, которые остро нуждаются в притоке инвестиций. По планам Правительства, новые оффшорные зоны не должны повторить печальную судьбу своих предшественников.История российских оффшоров началась в 90-х годах прошлого века. Проходивший в то время правительственный эксперимент по созданию внутренних «налоговых оазисов» вызвал рост экономической активности в отдельных регионах. Однако «инвестиционного бума» в оффшорах не случилось. За редким исключением фирмы использовали их только как средство минимизации налогообложения. А при проверках работы местных властных структур контролеры обнаруживали все больше случаев, когда бюджетные средства расходовались не по назначению. Последний факт стал основным аргументом противников появления новых российских оффшоров. Но законодатели не отказались от планов создания успешно работающих льготных зон. В Федеральном законе от 22 июля 2005 г. № 116–ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ) они постарались детально прописать работу фирмы-резидента от вхождения в зону до выхода из нее. По мысли государственных служащих, такая регламентация должна свести возможные злоупотребления к минимуму. Кроме этого, изменен и подход к налоговым и таможенным льготам. Теперь они направлены на стимулирование ввоза сырья и оборудования в ОЭЗ. В декабре прошлого года премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление о создании шести особых экономических зон. Технико-внедренческие ОЭЗ появятся в Санкт-Петербурге, Томске, подмосковных Дубне и Зеленограде. Промышленно-производственные – в городах Елабуга (Татарстан) и Липецк. В дальнейшем правительство предполагает создавать также туристско-рекреационные и портовые зоны с льготным режимом налогообложения. Оно уже готовит соответствующие поправки в Закон об ОЭЗ. Реалии «старых» оффшоров Легальность российских «свободных экономических зон» (СЭЗ) 90-х годов до сих пор под вопросом. Причина в том, что соответствующего федерального закона попросту не существовало. Как правило, оффшоры создавались решением властных структур на местах. Чаще всего их освобождали от уплаты региональных налогов и устанавливали фиксированную сумму, которую фирмы должны были регулярно перечислять в местный бюджет. В разных оффшорах ее размер отличался незначительно. В то время высокая инфляция была одной из главных проблем. Поэтому работающие в СЭЗ компании должны были платить бюджету в твердой валюте – как правило, в долларах США. Особой популярностью у бизнесменов пользовались «закрытые административно-территориальные образования» (ЗАТО). В некоторых из них льготы составляли 75-99 процентов от начисляемых к уплате сумм налогов. Федеральное правительство планировало, что СЭЗ будут способствовать развитию малого и среднего бизнеса в регионах и помогут предприятиям пережить отмену государственного заказа. Кроме того, власть предполагала, что налоговые платежи резидентов оффшоров устранят дефицит бюджетов регионов. Помогать СЭЗ деньгами федеральное правительство не собиралось. Администрации налоговых «оазисов» всеми силами призывали предпринимателей открывать у них новые фирмы. В результате в СЭЗ приходило действительно много компаний. Но на деле они не переводили свой бизнес в оффшор. До 40 процентов льготников фактически находились в Москве. Большинство из них занимались строительством, торговали нефтепродуктами или работали в сфере финансовых услуг. Льготные зоны были популярным местом для регистрации холдингов и групп компаний. Кроме этого, их широко использовали для построения сложных финансовых и налоговых схем. Например, всю прибыль холдинга переводили на компанию-резидента оффшорной зоны. Реальное производство находилось за тысячи километров от нее. Его «сдавали в аренду» льготной фирме. В результате холдинг существенно экономил на платежах в бюджет. Выход найден – «закрутить гайки» Разумеется, правительство вскоре осознало, что работа оффшорных зон не имеет ничего общего с целями их создания. Поэтому в 1999 году оно ввело правило «70-90-70». Суть новой нормы состояла в следующем. Пользоваться льготами могли только фирмы, не меньше 90 процентов основных средств которых находились в оффшорной зоне. Также на нее должно было приходиться не менее 70 процентов основной деятельности компании. Наконец, в СЭЗ должны были постоянно проживать как минимум 70 процентов работников организации. При этом доля их зарплаты в общем фонде оплаты труда по фирме должна была составлять те же 70 процентов. Как и следовало ожидать, компании нашли легальный способ обойти эти требования. Имущество, которое находилось за пределами оффшора, они сдавали в аренду постоянным жителям СЭЗ и зарегистрированным в них компаниям. В итоге потери бюджета из-за использования оффшоров для минимизации налогов значительно перевешивали их пользу для экономики. Это противоречие до последнего времени оставалось нерешенным. Льготные зоны 90-х годов В то время существовало несколько категорий оффшоров: 1. СЭЗ Федерального уровня, которыевключали:
Ставки налогов в этих зонах были понижены, а таможенные процедуры упрощены. |