Главная страница --> Управление

ИД Родионова начнёт выпуск ж .. | Судьба «Свемы» стала прозрач .. | Типография для «Комсомольца» .. | Потанин получает контроль на .. | Усманов и Гайдамак поделили .. |


Зачем начальнику заместители

"Ведомости" /

Заместители есть не только у министров, но и у капиталистов. Но нуждается ли в них современный российский бизнес? Не всегда и не во всяких, считают сами заместители, их руководители и эксперты.

Александр Острогорский

До сих пор в российских компаниях нередко бывает, что чем выше уровень руководителя, тем больше у него заместителей, отмечает Наталья Куртанова, региональный директор рекрутинговой компании Kelly Financial Resources. Одна из причин — острый дефицит универсальных менеджеров, говорит она. В западных компаниях такую приставку к должности встретить довольно сложно, комментирует управляющий партнер хедхантинговой компании Transearch/Top Hunt Станислав Алексеев: “В международных компаниях я сталкивался с заместителями лишь в ситуациях, когда происходит плановая замена руководителя. Преемник на какое-то время становится заместителем, чтобы и он сам, и его будущие подчиненные могли подготовиться к смене власти”. Во всех остальных случаях заместителей гораздо правильнее было бы называть руководителями направлений, говорит Антон Харитонов, исполнительный директор и заместитель генерального директора компании “Курортинформ-техноинвест”.

Но далеко не все собственники и гендиректора российских компаний готовы согласиться с этой точкой зрения. “Заместители нужны — в том или ином виде они есть у каждого владельца, каждого первого лица компании”, — говорит Сергей Бобриков, гендиректор и акционер холдинга “Комус”. И совсем не важно, как называть их должность — просто заместитель, вице-президент или исполнительный директор. “Все зависит от корпоративной модели управления, от национальных корней компании и от литературных талантов ее руководителей”, — продолжает он. В “Комусе” работают два заместителя гендиректора, которые занимаются двумя крупными бизнес-процессами — закупками-продажами и финансами. “Когда у нас было 1000 товарных позиций, я мог сам управлять ассортиментом, а когда их уже 15 000, это невозможно. Моя роль теперь — стратегическое развитие, контроль ключевых показателей и общее управление бизнесом. Остальное пусть решают замы”, — говорит Бобриков.

“Во многих российских компаниях, — рассказывает Алексеев, — собственники не хотят выпускать бразды правления из рук, но не имеют возможности или желания работать полный рабочий день. В таких случаях для оперативного управления компанией они подбирают себе одного или нескольких заместителей”. Как конкретно будут называться их должности, зависит от готовности владельца делегировать полномочия и степени доверия к конкретным людям.

Хорошими заместителями становятся люди, ориентированные на работу в команде, безусловно коммуникабельные, не лишенные навыков руководства людьми, говорит Анастасия Гушанская, консультант Kelly Financial Resources. И, возможно, самое сложное — потенциальный заместитель должен подойти своему будущему руководителю как по деловым качествам, так и по личностным характеристикам. Пригодится и готовность к большому объему рутинной работы. В департаменте по работе с персоналом компании “Росгосстрах” проведение планерок, контроль за исполнением поручений, составление отчетов падают на заместителя департамента Татьяну Князеву. Но помимо этого, рассказывает она, “я обязана быть в курсе происходящего в департаменте, должна быть готова в любой момент подменить шефа на совещаниях, в командировках”. “В моем понимании такая гибкость в распределении ролей вполне оправданна”, — говорит Князева.

На первом месте при выборе заместителя всегда стоит вопрос личного доверия. “Топ-менеджерами такого уровня, — говорит Бобриков из "Комуса", — обычно становятся люди команды, проверенные временем и делами, с которыми комфортно работать. Кандидаты со стороны, пусть со степенью MBA и хорошим опытом работы, — всегда темные лошадки, которым можно доверить многое, но нельзя — главные сферы бизнеса”. В идеале руководитель и его зам должны обладать общими ценностями и понимать друг друга с полуслова, считает Светлана Емельянова, генеральный директор консалтингового центра “Шаг”. А еще у них должен быть один темп работы, отмечает она.

Такая сыгранность возникает далеко не сразу. Если зам по административным вопросам появился в компании Емельяновой три года назад, то еще один заместитель, способный взять на себя управление основными бизнес-процессами, — еще через полтора года. “Каждый из них курирует несколько подразделений компании, назвать их руководителями того или иного направления невозможно”, — говорит она.

Гораздо проще добиться взаимопонимания с тем, с кем когда-то вместе начинал бизнес. Алексей Ильин, генеральный директор и главный редактор издательства “Альпина Бизнес Букс”, считает своим заместителем директора по маркетингу и партнера по бизнесу Александра Лиманского: “С ним мы составляем, по сути, коллективного генерального директора. Я руководитель предпринимательского типа — мне легко генерировать новые идеи и управлять изменениями. У Лиманского другие сильные стороны — администрирование и достижение целевых показателей. Поэтому он взял на себя курирование финансов, продаж и маркетинга, а я — производство, редакционную политику и общие управленческие вопросы”.


источник: Клерк.Ру


Похожие по содержанию материалы:
Нефтяники нальют водки. Северо-западная нефтяная группа купила торговую марку элитного алкоголя ..
Новым директором по информационной политике и связям с общественностью Альфа-Банка назначен Леонид И ..
«О3» породнилась с «Риглой». Владелец «Л’Этуаль» и Sephora продает свои аптеки "Протеку" ..
Сахарная группа «Продимекс» раскрыла своих владельцев ..
ИД Родионова начнёт выпуск журнала FHM. Сделка о передаче издания компании почти завершилась ..
Судьба «Свемы» стала прозрачной. На предприятии построят завод по производству стекла ..
Типография для «Комсомольца». Гендиректор «МК» может стать совладельцем типографии «Московская правд ..
Потанин получает контроль над Rambler ..
Усманов и Гайдамак поделили "Секрет фирмы". Завершилась сделка по приобретению издательского дома ..
Выкупить бизнес. Решение собственника продать компанию — возможность стать её совладельцем ..
Wal-Mart притормозил. Компания планирует сокращать экспансию ..
Перспективы развития LBO на российском рынке ..
Заначка среди постельного белья ..


Похожие документы из сходных разделов


Рургаз покупает акции Газпрома

Доля немецкого Рургаза в акциях российского Газпрома возросла с 4 до 5%. Таким образом, в настоящее время группа Рургаз вложила в акции российского газового концерна 1,7 млрд. марок. Как и прежде, Рургаз остается единственным из западных компаний прямым акционером Газпрома , а Буркхард Бергман, заместитель председателя правления Рургаз АГ , который, вероятно, в скором времени возглавит немецкий .. читать далее


Москва обхаживает Пекин по поводу атомной энергии
Российское агентство в коротком списке претендентов на строительство четырех реакторов в Китае

Россия заявила, что хочет играть более заметную роль в развитии китайской атомной энергетики, и это очередной признак расширения энергетического сотрудничества между двумя странами.

Российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил вчера, что Китай приветствует усиление российского прису .. читать далее


Кто такой «страховой брокер»?

I Кто такой «страховой брокер»?

На сегодняшний день у большинства россиян, вряд ли, есть четкое представление о том, кто такой страховой брокер. Даже не любой специалист финансовых кругов сможет увидеть разницу между страховой компанией и страховым брокером. Причина в том, что еще не так давно страховое брокерство в России развивалось слабо. Для сравнения: на Западе подавляющее боль .. читать далее