Лицо компанииМебельный рынок России традиционно считается одним из самых непрозрачных. По официальным данным Росстата, объем продаж мебели на российском рынке в 2006 году составил 133,6 млрд руб., или 4,9 млрд долл. При этом аналитики рынка полагают, что официальная статистика может не учитывать до трети всех операций с мебелью. Эксперты Discovery Research Group с учетом теневого сектора называют цифру чуть больше официальной — 5,3 млрд долл. НАТАЛЬЯ КОПЕЙЧЕНКО, СЕРГЕЙ РЯБОВСерый рынок Доля сегмента офисной мебели на рынке, по оценкам большинства участников рынка, составляет примерно 20%. «Еще 3–4 года назад рынок был абсолютно непрозрачным, не было исследований, а информация о его объеме носила предположительный характер и формировалась на основе тех цифр, которые компании-операторы решались озвучивать. Тем не менее можно сказать, что общий объем рынка вырос в несколько раз за то время, что мы работаем», — говорит генеральный директор «Бюро-Объект» Карина Арутюнова-Грабински. В денежном выражении суммарный объем отечественного рынка офисной мебели в 2006 году составил 1–1,1 млрд долл. Однако с этой оценкой согласны не все. «Мы считаем, что объем рынка офисной мебели в России еще в 2004 году был порядка 1 млрд долл., а в 2005-м — 1,1–1,2 млрд. Таким образом, наша оценка за 2006 год находится в диапазоне 1,2–1,3 млрд долл.», — отмечает консультант по рынку мебели Discovery Research Group Дмитрий Гордеев. Коммерческий директор группы компаний «Ромул» Павел Бондарев дает еще более смелую оценку: «Последние расчеты показывают, что объем потребительского рынка офисной мебели составляет 1,3–1,5 млрд долл. в год при доле 25% от общего рынка мебели. Низкая точность расчетов связана с крайней непрозрачностью рынка, низкой консолидацией и размытостью игроков». Эксперты отмечают, что российский рынок офисной мебели в прошлом году рос даже быстрее, чем в предыдущие годы, когда показатель роста колебался около 13%. «Можно предположить, что при сохранении способствующих росту рынка факторов, таких как улучшение общеэкономической ситуации в России, рост платежеспособности населения, рост объемов предложения на рынке жилой недвижимости и развитие культуры потребления мебели, возможно дальнейшее увеличение объема рынка», — прогнозирует Дмитрий Гордеев. По мнению ряда специалистов, в 2007 году рынок офисной мебели вырастет примерно на 13,7% в стоимостном выражении. Однако специалисты не отрицают, что благоприятные факторы в развитии национальной экономики могут привести к увеличению этих цифр. В частности, г-н Бондарев полагает, что в ближайшей перспективе офисная мебель будет пользоваться устойчивым спросом с тенденцией роста 15–20% в год.
Эконом, бизнес и люкс Рынок офисной мебели, по словам его участников, всегда был сегментирован, и динамика роста каждого из сегментов значительно отличается от динамики роста других. Однако договориться о единой классификации пока что не удается. Так, например, по мнению коммерческого директора компании Office Solutions Георгия Чернышева, деление мебельного рынка во многом определяют сами компании: есть монобрендовые компании, представляющие люксовые мировые марки, мультибрендовые компании, поставляющие на рынок зарубежную мебель среднеценового сегмента, и российские компании, работающие в недорогом сегменте. По мнению Карины Арутюновой-Грабински, всю продукцию сейчас можно условно разделить на классы: мебель эконом-, бизнес- и first-класса, как в индустрии авиаперевозок. «Если говорить о мебели для персонала, то градации здесь такие: эконом-класс — до 300 у.е. за рабочее место, бизнес-класс — до 700 у.е. и first-класс — от 700 у.е.», — пояснила она. Генеральный директор компании «Мебель-Динамика» Любовь Пономаренко имеет свое видение сегментации рынка. «Во-первых, это оперативная мебель стоимостью 300–700 евро для рядовых сотрудников, представленная в основном отечественным производителем. Во-вторых, это оперативная мебель стоимостью 700–2000 евро для персонала более высокого ранга, поставляемая большей частью из Италии. В-третьих, это элитная мебель, ценовой диапазон которой варьируется от 2-х до 6 тыс. евро, а ведущие бренды представлены такими странами, как США, Англия, Германия и Италия», — считает г-жа Пономаренко. По западным канонам Рынок мебели в России еще относительно молод — основные игроки присутствуют в офисном сегменте не более 15–20 лет. Поэтому говорить о четких тенденциях на рынке стало возможно только сейчас. Эксперты полагают, что в большинстве своем они повторяют западный рынок, с которого к нам пришли и технологии, и дизайн. Однако существует и определенный местный колорит, о котором представительства иностранных компаний стараются не забывать. По наблюдениям Любови Пономаренко, российский рынок офисной мебели подвергся существенным изменениям, которые имеют комплексный характер. В их основе лежит зарождение и развитие бизнес-жизни как таковой. «Происходит смена ценностных установок и ориентиров. Если раньше решающую роль при выборе мебели играла цена (соответственно, преобладал спрос на мебель эконом-класса), то сейчас для компании важно поддержание соответствующего имиджа», — поясняет г-жа Пономаренко. Офисный интерьер, как неотъемлемая составляющая корпоративной политики, становится своеобразным показателем уровня компании, ее отношения к собственным сотрудникам и заботы о «трудовом» времени в целом. Все это может рассказать о компании гораздо больше и правдивее, нежели ее рекламный проспект. Вследствие этого растут требования покупателей к мебели, которой обставляются офисы. «Заказчики уже воспринимают затраты на офисный интерьер как инвестиции в развитие бизнеса, а не как неизбежные потери», — добавляет директор по исследованиям Discovery Research Group Александр Болтавин. При выборе мебели клиенты все чаще обращают внимание на бренд продукции, ведь, как отмечают аналитики, особенность этого товара состоит в том, что его качество сложно распознать сразу. Зато репутация фирмы-производителя становится гарантией того, что дорогое «представительское» кресло не развалится после нескольких заседаний. |