Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения Бурцев В.В. Введение Контроль — объективно необходимое слагаемое хозяйственного механизма при любом способе производства. На микроэкономическом уровне, т.е. на уровне управления экономической единицей, различают внешний контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, потребители, общественность), и внутренний контроль, осуществляемый субъектами самой организации (собственники, администрация, персонал). От эффективности внутреннего контроля зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов (экономических единиц), а эффективность функционирования хозяйствующих субъектов в совокупности — одно из условий эффективности всего общественного производства. В современных условиях внутренний контроль как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления. Система внутреннего контроля должна ориентироваться на: 1) устойчивое положение организации на рынках; 2) признание организации субъектами рынка и общественностью; 3) своевременную адаптацию систем производства и управления организации к динамичной внешней. Место и роль контроля в системе управления организацией На любой стадии процесса управления неизбежны отклонения фактического состояния объекта управления от планируемого. Для своевременной информации о качестве и содержании таких отклонений необходим внутренний контроль. Внутренний контроль организации — это осуществление субъектами организации таких действий, как: а) определение фактического состояния организации (объекта контроля); б) сравнение фактических данных с планируемыми; в) оценка выявляемых отклонений и степени их влияния на аспекты функционирования организации; г) выявление причин зафиксированных отклонений. Цель внутреннего контроля — информационное обеспечение системы управления для получения возможности принятия эффективных решений. Особенность внутреннего контроля — в его двойственной роли в процессе управления организацией. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция обязательно интегрирована с контрольной. Поэтому теоретически рассматривая каждую стадию как отдельный элемент процесса управления, можно допустить, что элемент контроля присутствует на каждой стадии. Для оптимального хода любой из стадий процесса управления над каждой из них необходим контроль. Настадии планирования реализуются следующие контрольные функции:
Дляобеспечения рациональности и адекватности окружающим условиям самого курсадействий и общей стратегии, для обеспечения соответствия управленческихрешений самой возможности их успешнойреализации (с точки зрения потенциалов организации) также необходим контроль.Если в стадию планирования не «включить» элемент контроля, ошибочностьпланирования в лучшем случае проявится на стадии организации и регулирования. Настадиях организации и регулирования реализации управленческих решений необходимконтроль правильности хода реализации принятых плановых решений для достижениянеобходимых результатов. Необходимо контролировать и рациональностьосуществления организации ирегулирования принятых решений. Настадии учета должен быть обеспечен контроль за: 1) наличием и движением имущества; 2) рациональным использованием производственных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; 3) состоянием выданных и полученных обязательств; 4) целесообразностью и законностью хозяйственных операций организации, и т.д. Данныеучета служат информационной базой для контроля. C другой стороны, необходимконтроль качества самого учета. Настадии анализа осуществляется оценка информации о результатах выполнения управленческихрешений на основе ее разложения на различные составляющие и их соотнесениямежду собой. Контроль и анализ глубоко интегрированны. Данные контроля частоявляются основой для проведения анализа. На стадии анализа реализуются иконтрольные функции, например контроль уровня обеспеченности запасов и затратисточниками формирования. Методы анализа, используемые на стадиях осуществления контрольной деятельности,оценивают степень приближения фактических результатов к конечному пунктукакой-либо управленческой программы независимо от того, изложена она в общихили конкретных выражениях. Контроль качества проведения анализа — необходимыйэтап при оценке информации относительно результатов выполнения управленческихрешений. Такимобразом, внутренний контроль организации является: 1) неотьемлемым элементом каждой стадии процесса управления; 2) «обособленной» стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях. |