Главная страница --> Управление

Путин осуждает Shell за стои .. | Компании учатся использовать .. | Работа по любви .. | Выпускник меняет профессию .. | Daimler построит в России за .. |


Управление знаниями - перспективное направление менеджмента

Крыштафович А.Н.,
начальник отдела анализа и прогнозирования
Департамента монетарного регулирования
Национального банка Республики Беларусь

 
Опубликовано в номере: Менеджмент в России и за рубежом №1 / 2003

1. Что такое управление знаниями?

Когда управление компании British Petroleum (BP) решило проанализировать, почему уровень добычи нефти на одинаково технически оснащенных глубоководных скважинах значительно различается, обнаружилось, что дело в различном уровне знаний работников этих скважин. Причем эти знания не были задокументированы, т.е. находились главным образом в головах сотрудников.

Обнаружив это, менеджмент ВР принял решение распространить ценные знания среди сотрудников отстающих скважин. Результатом стал значительный подъем уровня производительности труда и прибыльности компании. В дальнейшем ВР была разработана программа управления знаниями (Knowledge Management — КМ).

В общем КМ можно определить как создание и управление ценными знаниями (интеллектуальными активами) компании.

В сфере изучения КМ находятся следующие основные вопросы:

  1. Определение ценных знаний (интеллектуальных активов) компании.
  2. Распространение ценных знаний (ЦЗ) среди сотрудников компании и передача ЦЗ новым сотрудникам.
  3. Концентрация ЦЗ для решения нестандартных, в т.ч. и инновационных задач.
  4. Повышение уровня знаний компании и генерирование новых знаний.

2. Почему возникло такое направление в менеджменте?

Временем зарождения КМ как нового направления в управленческих науках можно считать 1993 год, когда состоялась первая конференция в Бостоне, специально посвященная проблематике управления знаниями в компаниях и организациях. В настоящий момент это одно из самых перспективных и бурно развивающихся направлений менеджмента, как науки, так и практики.

Каковы же исторические причины и теоретические предпосылки возникновения КМ? Историческими причинами являются:

  • глобализация и обострение конкуренции, побуждающие корпорации искать конкурентные преимущества;
  • быстрое развитие и внедрение информационных технологий;
  • повышение общего технологического уровня производства. Не случайно пионерами практического использования КМ стали такие высокотехнологичные компании, как Xerox Corporation, Hewlett-Packard Company, IBM, некоторые фармацевтические фирмы.

Среди теоретических предпосылок возникновения КМ можно выделить следующие.

В сфере экономики. В ходе Второй мировой войны был отмечен такой факт — сборка второго самолета одного и того же типа занимала значительно меньше времени, чем первого, и второй самолет имел гораздо меньше дефектов. Другими словами, рабочие обучались в процессе деятельности. Этот феномен был описан в работах нобелевского лауреата в области экономики 1962 года Кеннета Эрроу [6].

В социологии. Идеи КМ использовались на двух уровнях — макро и микро. На макроуровне — это разработка идеи постиндустриального, информационного или основанного на знании общества. Существенный вклад в разработку данной идеи сделали социолог Даниел Белл и экономист-социолог Фриц Мэшлир. На микроуров-
не — это исследование поведения человека в группах и сообществах, социальный аспект поведения человека. В настоящее время большинство практиков КМ считают, что знания существуют и растут главным образом в этих структурах, т.е. в коллективе.

В философии и психологии. Почти с самого начала КМ исследовал различие между скрытыми и явными знаниями, между «знать как» и «знать что». Это существенное различие впервые было сделано Аристотелем. В последнее время бурное развитие электронной информации сделало особенно ценными скрытые знания.

Психология вносит свой вклад в развитие КМ, разрабатывая вопросы о том, как люди обучаются, забывают, игнорируют, действуют или отказываются от действия, и другие. Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что КМ рассматривает вопросы передачи знаний от доноров к реципиентам не механистически, а комплексно, в увязке с вопросами создания мотивации и условий передачи знаний.

3. Какова взаимосвязь между информационными технологиями и КМ?

Отдельно необходимо остановиться на взаимосвязи между использованием информационных технологий (IT) и КМ. С одной стороны, как уже отмечалось, развитие IT стало одной из исторических причин для зарождения КМ. С другой — большинство авторитетных теоретиков и практиков КМ утверждают, что IT в КМ стоят на втором плане.

Я считаю, что применение IT ускоряет доступ к необходимой информации, уменьшает время на обработку данных, ускоряет обмен информацией, значительно увеличивает объем доступной информации, а также улучшает форму представления информации. Развитие IT связано прежде всего с исследованием количественной стороны информации: способов кодировки информации, скорости и объемов передачи информации, емкости накопителей информации и др.

КМ в большей степени имеет дело с качественной стороной информации — свойствами информации, ее формами и видами. Я убежден, что для правильного и глубокого анализа качественной стороны информации необходимо знать сущность информации.

4. Как в настоящее время представляют специалисты КМ различие
между информацией и знаниями?

Большинство специалистов КМ, проводя различие между знанием и информацией, дают следующие определения. Данные, которые находятся на каком-либо искусственном носителе — это информация, а то, что находится в голове сотрудника — это знания. Часто к знаниями причисляют также и умения (навыки) сотрудника. Проиллюстрируем это на примере. Инструкция по вождению автомобиля — это информация. Однако, прочитав инструкцию, человек не сможет, как утверждается, водить автомобиль, поскольку у него нет знаний. Поставим ряд вопросов. После прочтения инструкции не остается ли данная информация в голове человека? Не будет ли правильнее сказать, что, прочитав инструкцию, человек сможет плохо водить автомобиль, поскольку у него отсутствует приобретаемое с практикой умение? Как видно, эмпирическое определение информации и знания порождает много неясностей. Анализируя статьи, посвященные КМ, часто сталкиваешься с ситуацией, когда вначале автор разделяет понятия «информация» и «знание», а затем начинает их употреблять как синонимы. Например, в статье [9] отмечается: «Действительно, одна из ключевых задач КМ — отобрать драгоценные алмазы знаний среди моря информации».



Похожие по содержанию материалы:
Цель - это очень просто? ..
Советы консультанта: Как вычислить топ-менеджера ..
Руководитель организации: возможно ли совместительство? ..
"Газпром" снова увеличивает поставки газа ..
Путин осуждает Shell за стоимость "Сахалина" ..
Компании учатся использовать сетевые дневники ..
Работа по любви ..
Выпускник меняет профессию ..
Daimler построит в России завод по выпуску автомобилей "Мерседес" ..
"Газпром" подал в суд на Украину за "украденный" газ ..
Управление знаниями - перспективное направление менеджмента ..
Армянская зависимость ..
Финансовый директор ЮКОСа: "ЮКОС может существовать на рынке" ..


Похожие документы из сходных разделов


Управление знаниями - перспективное направление менеджмента

На мой взгляд, отсутствие научного определения информации и знания не позволяет выявить их сущностные свойства, формы и виды, что, в свою очередь, сводит проведение исследований в области КМ лишь к обобщению практики.

5. Что такое информация и какие виды информации существуют?

Дальнейшее исследование будет базироваться на следующем определении информации. Информация — преобра .. читать далее


Управление знаниями - перспективное направление менеджмента

Не всегда параинформация соответствует действительности. Возможные случаи возникновения неправильных параинформаций следующие: