Главная страница --> Управление

«Мегаполис» нефтяников. Ради .. | МТС скупает собственные акци .. | Немобильный Philips. Компани .. | Новый партнёр «Банана-мамы». .. | «Парламент» на троих. Крупне .. |


Внутренняя резигнация: симптомы, причины, пути преодоления

Леонов А.И.
 
Опубликовано в номере: Менеджмент в России и за рубежом №4 / 2002

Использование или хотя бы знание международного управленческого опыта может оказаться действенным подспорьем российскому менеджеру, заинтересованному в создании собственной эффективной бизнес-структуры, ориентированной в будущее.

Предлагаемая ниже статья посвящена одной из наиболее сложных тем, не однозначных по своей сути, но волнующих многих исследователей и практиков в области управления, — явлению внутренней резигнации. Вполне возможно, что данное явление не является достаточно актуальной темой в условиях становления рыночных отношений и формирования взаимоотношений между работником и работодателем в России: юридические, социальные и экономические вопросы другого плана имеют, возможно, большую значимость в настоящее время. Тем не менее, знание сути описываемого ниже явления может стимулировать процесс создания инструментов, которые позволят в будущем предотвратить данное явление. Хотя, кто знает, внутренняя резигнация — явление довольно распространенное, границы его довольно широки. Автору не раз приходилось встречаться с его проявлениями и в современной российской практике, поэтому опыт западных коллег заслуживает внимания.

В западноевропейской управленческой практике дискуссия была вызвана докладом, сделанным в середине 80-х годов на международной конференции одним из немецких менеджеров, описавшим проблемы в области управления персоналом, с которыми приходится сталкиваться менеджерам в повседневной работе. Последовавшая за этим докладом бурная дискуссия, причем не только в научных кругах, свидетельствовала о значимости данного явления для западноевропейской управленческой действительности.

Проблема внутренней резигнации затрагивает, по сути дела, все сферы деятельности предприятия, так или иначе оказывая влияние на конкурентоспособность предприятия. Западные исследователи в данной области уже в то время указывали, что практически на каждом предприятии «трудятся» от 25 до 50% сотрудников, реализовавших в той или иной степени процесс внутренней резигнации [3]. Данное явление является предметом изучения психологов, социологов, экономистов. В последнее время дискуссия, посвященная ему, была вынесена также на страницы западных маркетинговых изданий.

Вполне возможно, что использование термина «резигнация» в русскоязычной литературе может вызвать определенное несогласие со стороны ряда читателей, однако автору не удалось найти более удачной альтернативы для описания данного явления. Наряду с термином «резигнация» используется понятие «резигнант», описывающее субъект резигнации.

Итак, что же такое внутренняя резигнация? Наиболее близким синонимом явления внутренней резигнации является феномен мотивационного кризиса. При этом понятие «внутренней резигнации» — более широкое. Оно включает в себя, среди прочего, причины возникновения мотивационного кризиса и результаты его действия. С нашей точки зрения, наиболее емкое определение описываемому явлению дал Фаллер, считающий, что внутреннюю резигнацию можно описать как отсутствие инициативности и готовности к производительному труду со стороны сотрудников, безразличие к результатам собственной работы, сокращение отдачи на рабочем месте до необходимого минимума, преобладание конформистского настроя, в конечном итоге — уход в себя (резигнация) [3].

Справедливости ради, стоит отметить, что в западной литературе нет единого определения данного явления. Результаты изучения точек зрения различных исследователей позволяют сделать вывод о том, что попытки классифицировать внешние проявления этого феномена обречены на неудачу, поскольку его типичные проявления не являются гомогенными. Внутренние резигнанты могут характеризоваться как незаметным и бесконфликтным поведением, так и агрессивностью по отношению к своему руководителю, что может проявляться в попытке создать среди коллег настроение против своего руководителя. Более активно выраженные формы проявления внутренней резигнации уже были не раз описаны в мировой управленческой науке: используемые при этом понятия «моббинг», «саботаж» и т.п. являются крайними  формами внутренней резигнации. Стоит указать на одно из наиболее ярких исследований в этой области — монографию М.Спрауза, ставшую бестселлером несколько лет назад [6]. Кроме выраженных форм внутренняя резигнация может присутствовать и в латентных формах; ее последствия, тем не менее, также плачевны: судьба немецкого концерна с мировым именем «Philipp Hartmann AG», плачевно завершившаяся в 2002 году, — достаточное тому подтверждение.

Мишенью для внутренней резигнации является также, а может быть, прежде всего, сам сотрудник. Внутренняя резигнация порождает у него чувство разочарования, со временем распространяющееся на другие сферы жизни, фрустрацию, ведет к снижению общей активности, порождает депрессивность, усиливающееся безразличие как по отношению к работе, так и по отношению ко всем областям собственной жизнедеятельности, вызывает психосоматические недомогания и т.п.

С методологической точки зрения сложность при анализе данной темы состоит еще и в том, что границы явления довольно размыты. Тем не менее, в методологических целях все же необходимо, по крайней мере, описать формы проявления внутренней резигнации.

Итак, как же проявляется данный феномен в повседневной жизни? На наличие внутренней резигнации указывают следующие черты поведения сотрудника: потеря интереса к дискуссиям, он не заинтересован в отстаивании собственной точки зрения, склонен к конформистской позиции, предпочитает находиться среди большинства и разделять точку зрения большинства, не склонен высказывать рискованных, с его точки зрения, предложений и критики, не комментирует вообще или комментирует, главным образом позитивно, все рабочие решения, не пользуется больше в необходимой мере предоставленной ему свободой в принятии решений, вмешательство в собственную зону компетентности принимает спокойно, имеет тенденцию отсутствовать на рабочем месте, объясняя это, как правило, уважительными причинами, не заинтересован в повышении собственной квалификации и т.п.



Похожие по содержанию материалы:
Словенская компания Juteks построит под Владимиром завод напольных покрытий ..
Игорь Крутой вернул «М-радио»: «АРС» запускает новую FM-радиостанцию ..
Малиновый Media Markt. Отечественные сети приняли иностранного конкурента во всеоружии ..
Альтернативный YouTube. Крупнейшие медиахолдинги хотят создать конкурента видеоколлектору ..
«Мегаполис» нефтяников. Радиостанцию хотят купить сразу несколько инвесторов ..
МТС скупает собственные акции, желая увеличить капитализацию компании ..
Немобильный Philips. Компания избавилась от сотового бизнеса ..
Новый партнёр «Банана-мамы». Совладельцем сети магазинов стал президент «Эльдорадо" ..
«Парламент» на троих. Крупнейшие алкогольные компании мира претендуют на дистрибуцию бренда ..
Организация филиала: подводные камни и плюсы ..
«Ситроникс» нашел глобального партнера. Компания объединяется с Cisco ..
«Таранов» возвращается. Экс-владельцы ПИТ строят пивзавод в Подмосковье ..
К альянсу «Тотальное радио» присоединяется станция «Эхо Москвы» ..


Похожие документы из сходных разделов


Проблема незаконных изменений условий страхования при перезаключении годовых договоров об ОСАГО
ИА "Клерк.Ру". Отдел новостей /

С ноября 2007 по январь 2008 года в России наступает период, когда большинство автомобилистов идет в страховую компанию, чтобы заключить или перезаключить договор ОСАГО на следующий год. Согласно закону об ОСАГО, тарифы и условия страхования во всех компаниях одинаковы; отличается только каче .. читать далее


Проблема незаконных изменений условий страхования при перезаключении годовых договоров об ОСАГО

 ВНИМАНИЕ! Реклама ОСАГО может противоречить закону!

Необходимость учитывать строгое соответствие предложений страховых компаний букве закона об ОСАГО подчеркивает директор юридической компании «Паритет» Александр ЗИКРАТОВ и напоминает, что «в случае предоставления недостоверных сведений о выплатах п .. читать далее


В Германии более 4,6 миллиона безработных
Наивысший показатель за последние пять лет

Число безработных в Германии выросло в январе до 4,623 млн человек. Радикальный рост за первый месяц нового года на 398 тысяч человек потряс экономистов. Данные цифры, считают они, это отражение слабой конъюнктуры.

На правительство Шредера надвигается новое бедствие. Если федеральное правительство рассчитывало в 2003 году .. читать далее