Не попадайте в психологические ловушкиСовременный бизнес – занятие трудное и нервное. Эмоциональные нагрузки бизнесмена/руководителя можно сравнить с физическими перегрузками, которые испытывает космонавт на старте ракеты. Некоторые пытаются компенсировать их в фитнес-центре, в бассейне, на беговой дорожке, занимаясь «экстримом» или, напротив, восточной медитацией. Другие предпочитают отвлечься в путешествиях. Третьи полагаются на традиционные российские методы. Но все это уже после , все это – чтобы снять стресс . А нельзя ли сделать что-нибудь до , чтобы на вопрос: «Как вы расслабляетесь?» с гордостью ответить: «А я и не напрягаюсь!»? Статья опубликована в журнале «БОСС» № 4 за 2003 год В этом материале речь пойдет о некоторых психологических ловушках , в которые порой попадают руководители и бизнесмены. Знать их – значит иметь возможность «подстелить соломку», не совершать психологические ошибки и избежать проблем в своей компании и собственных «головных болей» там, где это возможно.
СТАРЫЕ ДРУЗЬЯ Все знают: не путай дело и личные отношения. «Дружба – дружбой, а табачок – врозь», «мухи и котлеты» нужно подавать отдельно. И все же... Когда-то, в романтические времена перестройки и первые годы «недоразвитого капитализма», нередко компании друзей становились бизнес компаниями. «Наконец-то можно свое дело делать! Заодно и денег заработаем!» (Истории создания крупных финансово-промышленных групп, мягко скажем, несколько иные: там не до романтики. Мы не о них.) Бизнес был прост: купили компьютеры, продали, купили еще, еще раз продали… Все делали вместе, были взаимозаменяемы, решения принимали сообща, деньги делили поровну. Рождались радужные планы... Многие из таких компаний не смогли преодолеть барьер принятия решений об инвестициях прибыли. При «наличии отсутствия» общей стратегии высокий интеллект, молодость и энтузиазм, доверие друг к другу часто не спасали. Хорошо, если друзья мирно делили деньги и каждый открывал свое дело. Иногда финансовый успех был началом краха отношений этих людей. Если им удавалось продвинуться дальше, их подстерегала следующая ловушка. Развивающийся бизнес требует структуры, разделения функционалов в управлении, определения сфер компетенции и ответственности. Один из друзей становился коммерческим директором, другой – директором по логистике, третий начинал заниматься открытием и оборудованием новых торговых точек, четвертый ... У подразделений фирмы практически всегда существует объективный конфликт интересов, руководитель каждого подразделения – если он хороший руководитель – должен их отстаивать. Вот на этом-то месте... Исторически их психологический контракт звучит так: «Мы делаем общее дело и у нас одни и те же интересы. Мы принимаем решения на основе консенсуса.» «По бизнесу» такой механизм уже невозможен. И начинаются взаимные обиды, «сцены», разочарования и «разводы» с дележкой «совместно нажитого имущества». А то, что такой развод – процесс «эмоциональноемкий», никому объяснять не надо. Но если даже бизнес изначально и недвусмысленно принадлежал одному человеку, но он набрал себе в команду друзей, потому что он «уверен в их квалификации и порядочности», конфликта между «личным и производственным» часто избежать не удается. Бизнес, скажем, требует ликвидации какого-либо отдела или подразделения. Но его возглавляет старый товарищ, с которым ты начинал дело, который всегда тебя поддерживал, прежде был с тобой равноправен в принятии управленческих решений и много сделал для компании. Возникают мощные коллизии, буквально отравляющие жизнь руководителю, и он порой сам загоняет себя в психологическую ловушку. Руководитель, например, вызывает друга-соратника и предлагает ему – из лучших побуждений - подумать, как дальше жить, потому что, дескать, «сам видишь, что происходит». Тот обижается, начинает доказывать, что все не так плохо, а поскольку он тоже старейший и авторитетнейший сотрудник фирмы, он начинает обсуждать свои беды с другими. Появляются «сторонники и сочувствующие». В общем, процесс пошел. Компания, до того спокойная и сплоченная, нацеленная на дело, начинает превращаться в коммунальную кухню. «Да как он смеет!» - начинает пылать праведным гневом глава компании. «Во первых, он разрушает то, что сам же и создавал. Во-вторых, это ведь не его, а моя компания!» У руководителя появляется «моральное право» относиться к старому товарищу очень плохо. Все. Точка. Нет выбора. «Боливар не выдержит двоих». Увольнение с треском и разрыв старой дружбы. Однажды загнав себя в такую ситуацию и пройдя через нее таким способом, руководитель часто меняется личностно. Многие полагают, что так и надо: «Бизнес требует жертв», «Ты царь – живи один». Бизнесмен начинает жить в жестком эмоциональном и психологическом режиме, в иной системе межличностных отношений и ценностей. Другие выбирают иной путь и платят деньгами, а не нервами, даром потраченным временем, дезорганизацией работы компании, угрозой репутации. В таких и подобных ситуациях причиной попадания в психологические ловушки наиболее часто является рассогласование требований бизнеса и «психологического («отношенческого») контракта», на котором люди строили взаимодействие. В пылу рыночных сражений и в повседневной организационной текучке начало этого рассогласования не всегда удается заметить, отследить («отрефлексировать», как говорят психологи). Но именно отслеживание этих процессов, а еще лучше, их предвидение, предварительный просчет и своевременное «перезаключение психологического контракта» - лучшая антистрессовая профилактика в сфере отношений. |