Главная страница --> Управление

«Архыз» пришёлся по вкусу фр .. | Неопределенные союзы. «Блогу .. | Бывшая команда аптечной сети .. | «Газпрому-Медиа» открылась « .. | IT-бизнес РБК будет выделен .. |


Советы консультанта: Пять ступеней к опциону

"Ведомости" /

Марк Розин

Сегодня все больше компаний в России начинают понимать, что топ-менеджеры нуждаются в специальных программах мотивации, причем не только краткосрочных (в диапазоне года), но и длительных, рассчитанных на три, пять и более лет. Один из наиболее распространенных на Западе способов долгосрочной мотивации топ-менеджеров — опционы. Выгода опционных схем очевидна: они позволяют сфокусировать внимание менеджеров не только на увеличении операционной прибыли, но и на достижении долгосрочных стратегических целей (например, повышение стоимости компании) и удерживают в организации наиболее ценных управленцев.

Помнить про психологию

Чтобы эффективно решать задачу удержания топ-менеджеров, важно учитывать их внутренние мотиваторы и психологические установки. Для одних важнее материальное благополучие, для других — принадлежность компании (владение акциями). Некоторые менеджеры готовы работать только на те показатели, которые находятся в их зоне влияния, другие способны отождествлять себя со всей компанией. Наконец, у каждого менеджера свое представление о времени, в течение которого он готов ожидать вознаграждения, и своя точка зрения на верхний порог суммы вознаграждения, после которого все суммы воспринимаются ими как равные (“порог финансовой чувствительности”).

Невнимание к этим факторам может привести к созданию системы мотивации, которая никого не мотивирует и не удерживает (возможны даже парадоксальные случаи, когда большие выплаты через 2-3 года, напротив, подталкивают менеджера к уходу). Кроме того, не зная “порога чувствительности” своих менеджеров, организации в ряде случаев существенно им переплачивают.

Это не означает, что для каждого менеджера нужно создавать индивидуальную мотивационную схему. Система мотивации в компании, безусловно, должна быть единой, но в некоторых случаях имеет смысл предусмотреть альтернативы: например, дать менеджерам возможность выбирать между денежным вознаграждением или акциями.

Определить типаж

В компаниях со сходной доминирующей культурой и структуры мотивации топ-менеджеров будут схожи. По нашим наблюдениям, в региональных производственных компаниях доминирует один типаж менеджеров, в московских производственных — другой, в финансовых структурах — третий и т. д. Ключевые особенности менеджерского типажа, как и мировоззрение собственника, надо учитывать при разработке долгосрочных систем мотивации.

Например, при разработке системы опционов для одной из региональных производственных компаний мы выяснили, что топ-менеджеры компании не обладают психологией инвесторов и ориентированы главным образом на повышение актуального уровня жизни, их перспективное мышление не выходит за рамки двух лет. При этом философия собственника компании была такая: не вознаграждать за прошлые достижения, а мотивировать на вклад в будущее. Для мотивации топ-менеджеров была разработана программа “фантомных опционов” (денежная премия за рост стоимости компании, а не акции) со ступенчатой схемой исполнения опциона, где первая ступень (15% пакета) наступает уже через два года, а последующие, отсроченные во времени, нацеливают менеджеров на более долгосрочную перспективу. Дополнительно к традиционным критериям входа в программу (должность и стаж работы) были добавлены критерии, определяющие потенциал менеджера.

Не ставить телегу впереди лошади

При разработке опционов большое значение имеют вопросы юридического характера. Желание все оформить юридически правильно часто приводит к тому, что законодательные формальности начинают обсуждаться еще до того, как спроектировано содержание опционной программы, т. е. телегу ставят впереди лошади. В результате, вместо того чтобы искать возможность юридически грамотно оформить ту систему мотивации, которая нужна компании, организация начинает подгонять систему под ограничения выбранной юридической формы.

В проектах по построению долгосрочных систем мотивации (в том числе опционов) мы опираемся на пятиступенчатую схему:

  1. При помощи специальных оценочных инструментов выделяем особенности структуры мотивации топ-менеджеров.
  2. Вместе с собственником или советом директоров компании создаем концепцию системы долгосрочной мотивации.
  3. Проектируем все элементы и параметры системы.
  4. Проводим предварительное сценарное моделирование работы системы, т. е. просчитываем все возможные варианты развития событий в компании и на рынке с целью удостовериться в экономической выгодности системы для собственника и мотивирующем эффекте для менеджеров.
  5. Юридически правильно оформляем систему.

Эта схема позволяет построить систему долгосрочной мотивации, которая учитывает мировоззрение собственника, структуру мотиваторов топ-менеджеров, российскую и международную практику и стратегические планы бизнеса.

Автор — генеральный директор, управляющий партнер “Экопси Консалтинг”


источник: Клерк.Ру


Похожие по содержанию материалы:
PwC призывают прекратить проверки Газпрома ..
Налоговый рай в регионах ..
Ищу работу...Резюме. О чем оно может рассказать ..
Три штуки в одни руки. Теперь все московские аэропорты обслуживаются частным перевозчиком "Автолайн" ..
«Архыз» пришёлся по вкусу французам. Группа Castel ведёт переговоры о приобретении компании «Висма» ..
Неопределенные союзы. «Блогус» объявил о начале сотрудничества с зарубежной компанией FeedBurner ..
Бывшая команда аптечной сети «Доктор Столетов» запускает амбициозный проект сети «А5» ..
«Газпрому-Медиа» открылась «Панорама». Питерский телегид переходит под контроль медиахолдинга ..
IT-бизнес РБК будет выделен в отдельную компанию ..
«Копейка» рубль бережёт. Розничной сетью заинтересовались «Седьмой континент» и Х5 ..
Позвольте вас оценить ..
Мировой оператор на рынке одежды Marks & Spencer выходит в Украину ..
MediaMarkt начинает борьбу с «Эльдорадо». В Москве открылись первые два магазина сети ..


Похожие документы из сходных разделов


Механизм формирования корпоративной культуры


Бочкарев А.В., компания "АйТи" , Москва

В последнее время все чаще в прессе появляются публикации, в которых авторы размышляют о том, что такое корпоративная культура (К.К.). Собственно, назвать это понятие новым, наверное, было бы не правильным, так как у любой организации со дня ее создания формируется своя особенная внутренняя атмосфера. Другое дело, что т .. читать далее


Механизм формирования корпоративной культуры

Инструменты информационного влияния на сотрудников компании более разнообразны. Здесь применяются: мифы; корпоративные праздники, которые объединяют сотрудников компании в одно целое; корпоративное издание, через которое сотрудникам компании можно доносить нужную информацию; различные промоушен-акции, например, встреча руководства компании с рядовыми сотрудниками компании; музей компании и т.д. .. читать далее


Вымпелком-Регион заключает сделку о финансировании с Альфой и Telenor
Вымпелком-Регион , подразделение Vimpel Communications Inc., подписало соглашение о продаже своих акций с дочерним предприятием российской Альфа-Групп и норвежской Telenor AS.

Кроме того Вымпел заявил об уходе со своего поста президента Дмитрия Зимина.

На должность генерального директора назначен Джо Лундер, в прошлом главный директор по операциям компании Теленор Мобайл Коммуникейшнз , .. читать далее