Налоговая система ЕС непригодна для интернетаЕвропейскому союзу приходится трудно с налогообложением электронной коммерции, давно перешагнувшей межгосударственные границы. Это не удивительно, ведь современная система взимания налога на добавленную стоимость основывается на принципе учета страны назначения в комбинации с различными налоговыми ставками, действующими в странах-членах ЕС. Все товары, следующие из одной страны в другую, а также услуги подлежат налогообложению по ставке страны назначения. Такая система безупречно функционирует только в том случае, когда между странами имеются налоговые границы, где применяется налоговое законодательство страны назначения и сотрудники налоговых органов могут контролировать правильность взимания налога в каждом конкретном случае. Уже с 1993 года, с момента упразднения пограничного контроля, ЕС пытается наладить функционирование налоговой системы. Проблема решается с высокими издержками для предприятий и налоговых управлений путем фиктивного переноса налоговых границ на склады импортеров. При торговле в киберпространстве, не имеющем границ, этого сделать невозможно по двум причинам. С одной стороны, в сфере электронной коммерции не существует собственно импортеров: потребитель, как правило, совершает покупку непосредственно у иностранного продавца, так что контроль правильного налогообложения импортера не представляется возможным. С другой стороны, иностранный продавец, торгующий через интернет, стоит перед тяжело разрешимой проблемой идентификации: чтобы потребитель оплатил налог по законам страны назначения, продавец должен установить страну его местонахождения. При покупке через интернет цифровых товаров, таких как программное обеспечение или музыка, которые отправляются непосредственно на компьютер потребителя, получатель может скрыть свое местонахождение. Он заинтересован в этом в том случае, если живет в стране с высоким уровнем налогообложения, как например, в Швеции (налоговая ставка 25%), а заказывает товар в стране с низкой налоговой ставкой, например, США (в настоящее время нулевая налоговая ставка), тем самым избегая уплаты высокого налога на добавленную стоимость. Обе эти проблемы не будут разрешены даже после запланированных нововведений в закон ЕС о налоге на добавленную стоимость. Так как даже в этом случае в государстве-члене ЕС иностранные интернет-продавцы должны применять налоговый кодекс страны назначения, что однако невозможно ввиду общего комплекса причин, кроме того, это вряд ли удастся проконтролировать. Если решать проблему в корне, то здесь не обойтись без широкомасштабных реформ. Один из выходов обязать потребителя уплачивать налог на добавленную стоимость в рамках законодательства страны назначения. Так как полноценный контроль ввиду большого количества подобных покупок невозможен, то честная уплата налога остается на совести покупателя. Стимулом для этого могло бы стать взимание интернет-продавцами унифицированного налога на доходы по высшей ставке, предусмотренной всеми действующими в странах ЕС налоговыми кодексами. Потом покупатель сможет вернуть разницу между налогом на доходы и налогом на добавленную стоимость по месту своего жительства через налоговую инспекцию. В качестве альтернативы может быть рассмотрен переход к принципу определения страны происхождения товара, то есть для налогообложения будет применяться налоговый кодекс страны-экспортера. В этом случае уже не потребуется определение местонахождения потребителя. Правда, следствием этого явится соблазн переноса интернет-серверов в страну с самой низкой налоговой ставкой. Но привязав налогообложение к местам производства товаров, продаваемых через интернет, этот соблазн можно уменьшить. Юрген Штен - руководитель исследовательской группы " внешнеэкономические связи и перемену структуры " в институте мировой экономики университета Киль.
|