Главная страница --> Управление

Бизнес по-стариковски .. | Плохой, хороший, безопасный .. | Россия увольняет консультант .. | Налоговый рай в регионах .. | Магнат угрожает взыскать с в .. |


Как преодолеть кризис, связанный со сменой гендиректора

"Ведомости" / Смена гендиректора, как бы аккуратно ни проводилась, почти неизбежно приводит к напряжению в коллективе, а зачастую и к кризису. Пройти проверку на прочность новому назначенцу помогают вовсе не знания, а умение договариваться с подчиненными и акционерами, сходятся во мнении консультанты и практики.

Григорий Милов

Александру Смолину приходится выступать в роли кризис-менеджера примерно раз в три года. В 2003 г. его пригласили возглавить росcийское представительство шведского издательского холдинга Eniro, выпускающего в нескольких странах мира справочники серии “Желтые страницы”.

На переговорах акционеры, представители шведской компании Eniro, поставили диагноз — все плохо. Когда приступил к работе, понял, что диагноз был неточен, — все хуже некуда, рассказывает Смолин. Доходы не покрывали расходы. У компании просто не было денег. К тому же возникли проблемы с предшественниками. Они считали себя обиженными и не горели желанием цивилизованно передавать дела. Пришлось расставаться с ними, что называется, в один день, а самому с колес учиться работать в незнакомой отрасли, вспоминает Смолин.

Законы психологии

Подобный шок испытывают очень многие новые назначенцы, говорит Станислав Киселев, партнер хедхантинговой компании Egon Zehnder. Причины отчасти психологические. Людям свойственно убеждать себя в том, что на новом месте все наладится, все будет даже лучше, чем на старом. Но те же люди, которые нанимают нового топ-менеджера, редко готовы признать истинное положение дел в компании, оно им представляется в более розовом цвете. Они склонны считать, что достаточно заменить одного-двух топ-менеджеров и все само собой образуется. Действительно, гораздо проще нанять очередного, еще более дорогого управленца, чем затевать болезненные реформы, говорит Киселев.

Смена гендиректора практически неизбежно приводит к кризису, утверждает профессор Университета Деусто в Бильбао Сантьяго Барба Вера в своем недавнем исследовании “Смена гендиректора: преодоление кризиса”. Даже в том случае, если все было запланировано, в компании могут оказаться внутренние кандидаты, которым не досталась желанная должность. Еще сложнее ситуация, если смена власти произошла незапланированно, пишет он.

К тому же смена топ-менеджера нарушает негласный психологический контракт между компанией и ее сотрудниками и некоторые из них начнут рассматривать предложения со стороны, пишет Барба Вера.

Вернуть дар речи

Преодоление кризиса лидерства далеко не академическая тема, соглашаются российские топ-менеджеры. Но подобные ситуации не совсем правильно называть кризисом, говорит Сергей Лысенков, управляющий директор компании “Азимут сеть отелей”. Кризис — это что-то, требующее немедленных действий. В случае прихода нового топ-менеджера происходит смена образа мышления, а немедленные действия зачастую противопоказаны.

Нередки ситуации, когда топ-менеджер соглашается перейти на большие деньги, а начав погружаться в ситуацию, приходит в ужас. В карьере Лысенкова был по крайней мере один такой переход. “После первого дня, проведенного в новой должности, я не мог ни слова сказать, молчал четыре часа. Вдруг понял, какой объем работы мне предстоит”, — вспоминает он.

Не только вернуть дар речи, но и со временем добиться успеха в таких ситуациях помогают опыт и принципы, считает Максим Широков, гендиректор управляющей компании “Русагро”. Подходы к управлению Широков оттачивал в российском представительстве американской компании 3М. “Какой бы тяжелой ни казалась мне ситуация на новом месте, я не кошмарю акционеров, — говорит он. — Я принципиальный противник того, чтобы мазать все черным цветом. Ведь сколько ни говори "кошмар, кошмар", ситуация не улучшится”.

Опыт антикризисного менеджмента был и у Смолина, только на этот раз ему пришлось отойти от привычных процедур. “Если раньше я стремился привести свою управленческую команду, то тут увидел, что сотрудники хорошо знают свое дело и искать им замену нет никакого смысла”, — вспоминает он.

Правила игры

Первым делом Смолин формализовал процессы оплаты труда, расширил зоны ответственности и отправился убеждать клиентов наравне с обычными менеджерами по продажам. Личный пример помог: у компании стали появляться новые контракты, а с ними и деньги.

Требуется немалое чувство такта, чтобы не лишить мотивации топ-менеджеров, не получивших нового назначения, пишет профессор Барба Вера. Его главный рецепт — открытость. Только так можно рассеять сомнения, остановить распространение слухов, убедить сотрудников, что ситуация под контролем, пишет он.

Смолину удалось достичь неформальной договоренности с сотрудниками. “Я не привожу своих людей, а они начинают работать со мной в одной команде и стремятся вновь проявить себя, — рассказывает Смолин. — И все сообща рванули вперед”.

К подобной тактике прибегнул и Широков, возглавив летом 2004 г. компанию “Днепроспецсталь”. “Я сменил в команде всего пару человек, — вспоминает он. — Я не был специалистом в электрометаллургии. Мне удалось удержаться лишь благодаря доверительным отношениям с людьми, которые знали и умели больше меня”.

Достаточно быстро сотрудники Смолина почувствовали заметное улучшение. Им перестали задерживать зарплату, да и все остальные выплаты компания стала делать вовремя, рассказывает Смолин. И атмосфера в компании заметно улучшилась. Важные решения принимались коллегиально. Ключевые менеджеры вырабатывали их, сидя за круглым столом. “Сложились теплые семейные отношения на тонущем корабле”, — говорит Смолин.



Похожие по содержанию материалы:
Информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений ..
Управление знаниями - перспективное направление менеджмента ..
Русский медведь вламывается на американский рынок ..
Границы эффективности лизинга для упрощенной системы ..
Бизнес по-стариковски ..
Плохой, хороший, безопасный ..
Россия увольняет консультантов по продаже акций "Лукойла" ..
Налоговый рай в регионах ..
Магнат угрожает взыскать с владельца "Русала" 3 млрд долларов ..
Алишер Усманов готовится приобрести «Русскую службу новостей 107,0 FM" ..
«Вымпелком» вышел в Грузию ..
Diageo претендует на «Парламент». Владельцы компании «Урожай» изучают возможность продажи бизнеса ..
Практика бюджетирования. Типичные ошибки ..


Похожие документы из сходных разделов


Все лучшие определения маркетинга

Игорь Манн , директор по маркетингу компании Alcatel в России
Опубликовано на сайте Элитариум

Когда я преподавал в Государственной академии управления, то обычно начинал свою первую лекцию по маркетингу для студентов словами: "Существует более 500 определений маркетинга, давайте запишем 30 из ни .. читать далее


«Дешева рибка – погана юшка». Ловушки рекламной экономии

Глеб Бабич, Меркс Тим Украина
www.suvenirov.net

Какой русский не любит быстрой езды? Какой украинец не любит борщ с пампушками? Какой француз не любит вина, а индеец - трубки мира? А теперь ответьте – какой нормальный человек, вне зависимости от национальности, не любит сэкономить? Правильно – нет таких.

Те, кто задумал .. читать далее


Сколько стоит Британия? 5,8 триллионов фунтов или 97 тысяч фунтов на человека
Если бы Британию выставили на продажу, ее цена была бы 5,8 триллионов фунтов, согласно опубликованным вчера цифрам. Это соответствует 97 тысячам на каждого мужчину, женщину и ребенка в стране.

Данные были получены Управлением национальной статистики и подразумевают общую стоимость всех активов страны, частных и государственных.

Учитывается стоимость всех зданий, дорог, заводов. Автомобилей, п .. читать далее