Главная страница --> Управление

Москва обхаживает Пекин по п .. | Рич получит от "Альфа-груп" .. | Проблема больших денег . Что .. | "Газпром" ведет дальнейшие п .. | Создан фонд инвестиций в Рос .. |


Практика материального стимулирования

В.А. Гончарук
http://www.goncharuk.ru/

Место и роль материального стимулирования в бизнесе трудно переоценить. Для руководителя оно выступает мощным рычагом управления. На персонал оказывают воздействие несколько факторов: собственно деньги, позволяющие получать от жизни определенные блага, фактор оценки деятельности, заставляющий поддерживать определенное качество работы, фактор социальной значимости, как в своем коллективе, так и в различных общественных кругах. Материальное стимулирование способно заставить работника за 20 минут поменять точку зрения на противоположную, причем вполне искренне. С изменением стимулов люди «вдруг» начинают принимать в расчетобстоятельства, которые раньше игнорировали.

Например, менеджер по продажам, ранее настаивавший на увеличении рекламы, предложил ее сократить. Причина – до сих пор он премировался от оборота, а сейчас перешел на привязку к доходу, из которого вычитаются рекламные затраты. И идея, что надо лучше обслуживать пришедшего покупателя, а не уповать на приток новых, вдруг нашла у него понимание, хотя два предыдущих года его начальник тщетно твердил о том же самом.

На одном предприятии коммерческий директор убедительно отстаивал необходимость годичного товарного запаса, вопреки расчетам экономиста и опыту аналогичных компаний. (Аргумент «именно у нас есть специфика, и поэтому все должно остаться, как было» - самый расхожий в процессах внедрения изменений). При переходе на стимулирование от прибыли, куда, разумеется, была включена стоимость кредитования, менеджер за пол года сократил запас почти вдвое. И при этом убедительно объяснял своим подчиненным, почему нужно стремиться к месячной норме.

Таких примеров можно привести десятки. Во всех случаях даже лояльный и грамотный работник лучше заботится о деньгах компании, если они связаны с его кошельком. И задача разработки материального стимулирования, в основном, сводится к установлению однозначной ясной зависимости между благополучием предприятия и благополучием различных категорий его работников.

Системы материального стимулирования на российских предприятиях в большинстве – продукт творчества топ-менеджеров или владельцев. Наиболее распространены три подхода к заработным платам, имеющие следующие характеристики:

Окладная система . Теоретически, должна отражать квалификацию самомотивированного персонала. Используется обычно из других соображений – максимальной простоты расчетов. Как вариант, применяется нерегулярная премия, начисляемая по более или менее формализованным признакам.

Окладная система довольно статична. В большинстве случаев работник, «добравшийся» до определенного оклада, получает его вне зависимости от интенсивности и качества работы. Амбициозные сотрудники, видящие для себя перспективы роста, будут при этом самостоятельно ставить себе «высокую планку». Основная же масса предпочтет комфортный режим работы. Не имея отрицательной составляющей в шкале стимулирования, окладная система требует дополнительного управления для повышения производительности труда. Но традиционно применяемая для этих целей аттестация на большинстве предприятий не решает задачи снижения окладов удовлетворительно (на 3 балла) работающим сотрудникам. Кроме того, аттестация является далеко не лучшим инструментом для оценки среднего и высшего менеджмента, от которого во многом зависит результат.

Окладная система удовлетворительно работает на предприятиях с низкой динамикой рынка и традиционно стабильной культурой труда. В условиях быстрых изменений она не решает поставленных задач.

Непосредственная привязка к результату . Теоретически, должна адекватно стимулировать полезное для предприятия поведение работников. По сравнению с окладной системой является лучшим рычагом управления. Проблемы практического применения связаны с измерением результата для различных категорий работников и с той же динамикой рынка.

Относительно точно (если абстрагироваться от рыночных изменений) результат может быть измерен для сотрудников сбытовых подразделений. Выплата торговым представителям премиальных процентов от личных продаж широко практикуется российскими фирмами. Персоналом с высокой самооценкой этот метод только приветствуется, поскольку дает возможность работнику не зависеть от показателей фирмы в целом (хотя для повышения эффективности системы эту привязку надо вводить). Результат, «номинированный» в единицах маржинальной прибыли, во многих случаях является достаточно надежной базой стимулирования торгового персонала.

Однако уже в смежном подразделении закупок базу привязки невозможно выстроить тем же образом. Прибыль (в данном ее понимании) образуется на момент продажи как разница между продажной и закупочной ценой. Но если данный набор товара продает один торговый представитель, на счет которого и относится результат, то в закупке, как правило, участвуют несколько продуктовых менеджеров, специализирующихся по направлениям. Т.к. при специализации редко случается, чтобы закупочные менеджеры занимались товарами одинаковой доходности, то симметричная привязка здесь невозможна, а изобретение искусственных коэффициентов запутывает систему и лишает ее гибкости.

Окончательный удар точной привязке к личным результатам наносит неопределенность на уровне среднего менеджмента. Результат здесь есть продукт сотрудничества многих подразделений, и в большинстве случаев личный вклад сотрудника может быть оценен только экспертно. Поэтому на данном уровне гораздо перспективнее стимулирование от интегральных показателей – т.е. прибыли предприятия в целом за вычетом затрат, которые находятся в управлении данного менеджера.



Похожие по содержанию материалы:
Управление знаниями - перспективное направление менеджмента ..
ЕБРР стал акционером российской компании "Виз-сталь" ..
Игрушка за миллион долларов: самый дорогой автомобиль в мире ..
Зачем начальнику заместители ..
Москва обхаживает Пекин по поводу атомной энергии ..
Рич получит от "Альфа-груп" 100 млн. долларов ..
Проблема больших денег . Что делать, если вы внезапно стали обладателем крупной суммы ..
"Газпром" ведет дальнейшие переговоры относительно "Медиа-МОСТа" ..
Создан фонд инвестиций в Россию с капиталом в 205 млн. долларов ..
Россия становится самым крупным производителем нефти ..
Хроника распада ..
Ловушки «родственного» бизнеса ..
PwC призывают прекратить проверки Газпрома ..


Похожие документы из сходных разделов


Одной десятой самых богатых людей принадлежит 85% мировых активов
Где находится богатство

Самым богатым 2% взрослых принадлежит больше половины мирового богатства, явствует из наиболее подробного исследования личных активов.

В числе крупнейших экономически развитых стран Британия смогла похвастаться третьим по величине средним капиталом на одного взрослого жителя: 126 832 доллара. Ее опережают США и Япония, установил Институт проблем развития .. читать далее


Финансовый директор ЮКОСа: "ЮКОС может существовать на рынке"
Финансовый директор ЮКОСа Франк Ригер – немец, работающий на российский нефтяной концерн, – говорит об экономической ситуации и влиянии государства

- Как финансовый директор нефтяного концерна ЮКОС, вы, возможно, выполняете самую сложную работу в российской нефтяной промышленности. У вашего концерна много долгов, руководители в тюрьме или в бегах, основной актив – доч .. читать далее


Абрамович впервые привлечен к ответу
Роман Абрамович, самый богатый человек России и Англии, на прошлой неделе без особого шума проиграл дело в суде на Британских Виргинских островах. Однако отзвук голоса судьи, огласившего приговор, пронесется по всему миру. Впервые в своей карьере, одной из наиболее успешных в мире, названных Карлом Марксом периодом первоначального накопления капитала, Абрамович стоит перед перспективой обвинительн ..
читать далее