Управление знаниями - перспективное направление менеджментаНа мой взгляд, отсутствие научного определения информации и знания не позволяет выявить их сущностные свойства, формы и виды, что, в свою очередь, сводит проведение исследований в области КМ лишь к обобщению практики. 5. Что такое информация и какие виды информации существуют? Дальнейшее исследование будет базироваться на следующем определении информации. Информация - преобразование одного сообщения информационной ассоциации в другое сообщение информационной ассоциации. Поскольку данное определение сделано на высоком уровне абстракции, считаю целесообразным для более полного его понимания отослать читателя к монографии (2), в которой изложена качественная теория информации. В принципе, для дальнейшего исследования важно не определение информации как таковой, а формы, свойства и виды информации, выведенные на основе этого определения автором монографии и мною. Итак, всю информацию, которую использует сотрудник компании (организации), можно разделить на 3 вида:
Хорошая информация - информация, правильно отражающая действительность и необходимая для принятия конкретного решения. Плохая информация - информация, необходимая для принятия конкретного решения, но неправильно отражающая действительность. Бесполезная информация - информация не необходимая для принятия конкретного решения. Бесполезная информация в свою очередь подразделяется на:
Информация, не имеющая отношения к делу. Очевидно, что когда вам необходимо принять решение запускать ли в производство новый товар, рецепт приготовления какого-либо блюда является бесполезной информацией. Избыточная информация - информация сверх необходимой для принятия решения. В отличие от информации, не имеющей отношения к делу, избыточная информация имеет отношение к принятию конкретного решения, но в ней нет необходимости в данный момент времени для принятия этого решения. Примерами избыточной информации могут служить - ненужная детализация, повторная информация, случаи, когда об одном и том же говорят разными словами и т. д. Негативным результатом использования избыточной информации является потеря времени и отвлечение внимания от главного. Иногда этим пользуются в целях сокрытия главного. Как говорится, лист легче всего спрятать на дереве. Далее необходимо рассмотреть плохую информацию, которая позволит понять, что представляет собой хорошая информация. Чаще всего плохая информация называется еще дезинформацией. Под дезинформацией обычно понимается вымышленная или неточная (извращенная) информация. На самом деле к дезинформации необходимо отнести еще и неполную информацию. Неполная информация представляет собой один из самых распространенных и самых "коварных" видов дезинформации. Недаром иезуиты говорили: "Говори правду, только правду, ничего, кроме правды, но не дай тебе Бог сказать всю правду". Каждый может вспомнить много примеров получения неполной информации, когда что-то умалчивалось, недоговаривалось. Дезинформация является только одним из видов плохой информации. В целом плохая информация, с моей точки зрения, включает:
Псевдоинформация включает:
Неясная информация - вид псевдоинформации, когда:
Неправильно обобщенная информация. Обобщенная информация - это информация, к которой сведено множество информации. Одно из проявлений обобщенной информации - это вывод. Неправильно обобщенная информация - когда информация, в которой сведено множество информации, неверна. Вот пример, который приводится в книге (3). Во время войны в Персидском заливе одно из сообщений британских ВВС было об успешном бомбометании (было сообщено, что около 80% бомб достигли своих целей). Однако не было сказано, что противнику нанесены незначительные разрушения и что значительная часть из пораженных целей были макетами. В данном случае обобщенная информация "успешное бомбометание" - неправильно обобщенная информация. Замечу, что чем выше ранг руководителя, тем более обобщенную информацию он получает. Соответственно возрастает и возможность получения неправильно обобщенной информации. Неверная параинформация - это информация, которая возникает у получателя информации под воздействием принятых информации, а не поступает откуда-либо. Например, при получении информации о том, что банк не выполняет требование Национального банка о приведении в соответствие с размером собственного капитала размера привлеченных вкладов населения в иностранной валюте, возможно возникновение параинформации: "Банк будет не в состоянии ответить по своим обязательствам в случае оттока вкладов населения". |