Главная страница --> Управление

Лицо компании .. | Управление знаниями - перспе .. | Сайты и галочки .. | Знай свое место .. | Как уволить финансового дире .. |


Управление знаниями - перспективное направление менеджмента

Источник: BKG. Практичные решения для эффективного управления компанией /

Крыштафович А.Н.
Менеджмент в России и за рубежом
№ 1, 2003 г.

1. Что такое управление знаниями?

Когда управление компании British Petroleum (ВР) решило проанализировать, почему уровень добычи нефти на одинаково технически оснащенных глубоководных скважинах значительно различается, обнаружилось, что дело в различном уровне знаний работников этих скважин. Причем эти знания не были задокументированы, т.е. находились главным образом в головах сотрудников.

Обнаружив это, менеджмент ВР принял решение распространить ценные знания среди сотрудников отстающих скважин. Результатом стал значительный подъем уровня производительности труда и прибыльности компании. В дальнейшем ВР была разработана программа управления знаниями (Knowledge Management - KM).

В общем КМ можно определить как создание и управление ценными знаниями (интеллектуальными активами) компании.

В сфере изучения КМ находятся следующие основные вопросы:

  1. Определение ценных знаний (интеллектуальных активов) компании.
  2. Распространение ценных знаний (ЦЗ) среди сотрудников компании и передача ЦЗ новым сотрудникам.
  3. Концентрация ЦЗ для решения нестандартных, в т.ч. и инновационных задач.
  4. Повышение уровня знаний компании и генерирование, новых знаний.

2. Почему возникло такое направление в менеджменте?

Временем зарождения КМ как нового направления в управленческих науках можно считать 1993 год, когда состоялась первая конференция в Бостоне, специально посвященная проблематике управления знаниями в компаниях и организациях. В настоящий момент это одно из самых перспективных и бурно развивающихся направлений менеджмента, как науки, так и практики.

Каковы же исторические причины и теоретические предпосылки возникновения КМ? Историческими причинами являются:

  • глобализация и обострение конкуренции, побуждающие корпорации искать конкурентные преимущества;
  • быстрое развитие и внедрение информационных технологий;
  • повышение общего технологического уровня производства. Не случайно пионерами практического использования КМ стали такие высокотехнологичные компании, как Xerox Corporation, Hewlett-Packard Company, IBM, некоторые фармацевтические фирмы.

Среди теоретических предпосылок возникновения КМ можно выделить следующие.

В сфере экономики. В ходе Второй мировой войны был отмечен такой факт - сборка второго самолета одного и того же типа занимала значительно меньше времени, чем первого, и второй самолет имел гораздо меньше дефектов. Другими словами, рабочие обучались в процессе деятельности. Этот феномен был описан в работах нобелевского лауреата в области экономики 1962 года Кеннета Эрроу (6).

В социологии. Идеи КМ использовались на двух уровнях - макро и микро. На макроуровне - это разработка идеи постиндустриального, информационного или основанного на знании общества. Существенный вклад в разработку данной идеи сделали социолог Даниел Белл и экономист-социолог Фриц Мэшлир. На микроуровне - это исследование поведения человека в группах и сообществах, социальный аспект поведения человека. В настоящее время большинство практиков КМ считают, что знания существуют и растут главным образом в этих структурах, т.е. в коллективе.

В философии и психологии. Почти с самого начала КМ исследовал различие между скрытыми и явными знаниями, между "знать как" и "знать что". Это существенное различие впервые было сделано Аристотелем. В последнее время бурное развитие электронной информации сделало особенно ценными скрытые знания.

Психология вносит свой вклад в развитие КМ, разрабатывая вопросы о том, как люди обучаются, забывают, игнорируют, действуют или отказываются от действия, и другие. Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что КМ рассматривает вопросы передачи знаний от доноров к реципиентам не механистически, а комплексно, в увязке с вопросами создания мотивации и условий передачи знаний.

3. Какова взаимосвязь между информационными технологиями и км?

Отдельно необходимо остановиться на взаимосвязи между использованием информационных технологий (IT) и КМ. С одной стороны, как уже отмечалось, развитие IT стало одной из исторических причин для зарождения КМ. С другой - большинство авторитетных теоретиков и практиков КМ утверждают, что IT в КМ стоят на втором плане.

Я считаю, что применение IT ускоряет доступ к необходимой информации, уменьшает время на обработку данных, ускоряет обмен информацией, значительно увеличивает объем доступной информации, а также улучшает форму представления информации. Развитие IT связано прежде всего с исследованием количественной стороны информации: способов кодировки информации, скорости и объемов передачи информации, емкости накопителей информации и др.

КМ в большей степени имеет дело с качественной стороной информации - свойствами информации, ее формами и видами. Я убежден, что для правильного и глубокого анализа качественной стороны информации необходимо знать сущность информации.

4. Как в настоящее время представляют специалисты км различие между информацией и знаниями?

Большинство специалистов КМ, проводя различие между знанием и информацией, дают следующие определения. Данные, которые находятся на каком-либо искусственном носителе - это информация, а то, что находится в голове сотрудника - это знания. Часто к знаниями причисляют также и умения (навыки) сотрудника. Проиллюстрируем это на примере. Инструкция по вождению автомобиля - это информация. Однако, прочитав инструкцию, человек не сможет, как утверждается, водить автомобиль, поскольку у него нет знаний. Поставим ряд вопросов. После прочтения инструкции не остается ли данная информация в голове человека? Не будет ли правильнее сказать, что, прочитав инструкцию, человек сможет плохо водить автомобиль, поскольку у него отсутствует приобретаемое с практикой умение? Как видно, эмпирическое определение информации и знания порождает много неясностей. Анализируя статьи, посвященные КМ, часто сталкиваешься с ситуацией, когда вначале автор разделяет понятия "информация" и "знание", а затем начинает их употреблять как синонимы. Например, в статье (9) отмечается: "Действительно, одна из ключевых задач КМ - отобрать драгоценные алмазы знаний среди моря информации".



Похожие по содержанию материалы:
Персонал, выброшенный за борт ... Повышает привлекательность компании ..
Корпоративный сленг ..
Выход Shell из сахалинской сделки не будет легким ..
Аутсорсинг во время еды ..
Лицо компании ..
Управление знаниями - перспективное направление менеджмента ..
Сайты и галочки ..
Знай свое место ..
Как уволить финансового директора без финансовых последствий ..
Россия сливает авиастроителей в объединенную государственную корпорацию ..
Цели организации ..
Хроника распада ..
ЕБРР вложил в новые проекты рекордную сумму в 3,6 млрд. евро ..


Похожие документы из сходных разделов


Управление знаниями - перспективное направление менеджмента

На мой взгляд, отсутствие научного определения информации и знания не позволяет выявить их сущностные свойства, формы и виды, что, в свою очередь, сводит проведение исследований в области КМ лишь к обобщению практики.

5. Что такое информация и какие виды информации существуют?

Дальнейшее исследование будет базироваться на следующем определении информации. Информация .. читать далее


Управление знаниями - перспективное направление менеджмента

Не всегда параинформация соответствует действительности. Возможные случаи возникновения неправильных параинформаций следующие: