Тактика выживания. Дело о рамеВ какие передряги может попасть мелкий производитель из-за своей юридической безграмотности В России только входят в моду иски потребителей к производителям. На Западе аналогичный судебный бум уже прошел, но даже там что-то не было слышно о громких процессах по защите прав производителя. У нас же о защите предпринимательских интересов пока только риторически упоминает правительство, между тем на отечественном горизонте уже маячит зловещий образ потребителя-экстремала, наживающегося на исках к крупным компаниям (судя по западному опыту повод найти нетрудно). Сложнее - с производителем мелким. Кустарю-одиночке, дерзающему плыть в море отечественного бизнеса, следует держать ухо востро с опытным, юридически подкованным потребителем. Именно об этом горестная история частного предпринимателя, краснодеревщика Алексея, проигравшего иск заказчику. Имя героя этого материала изменено: Алексей живет и работает в подмосковном райцентре, где все на виду, а история его еще не закончена. Говоря по совести, Алексей виноват в случившемся сам. Прежде всего в том, что позабыл (если вообще знал) латинский афоризм Pacta sunt servanda («Договоры должны соблюдаться»). Суд обязал Алексея выплатить истцам-заказчикам энную сумму за оконные рамы, которые формально он не закончил к сроку, указанному в договоре. Но именно формально - поскольку юлили и хитрили сами заказчики, пытавшиеся обойти и закон, и договор. Алексей подал кассационную жалобу на решение суда и продолжает борьбу. Комод для Пугачевой - Быть производителем у нас - и непрестижно, и невыгодно,- говорит Алексей, почти разочаровавшийся в своем ремесле . Он хорошо помнит, как еще в 1980-х началась агония профессии столяра-краснодеревщика. Тогда, в разгар кооперативного движения, Алексей работал в мебельном кооперативе. Мечтал о творческих заказах, а кооперативу был важен поток, «погонаж», несмотря на более чем солидных клиентов. - Заказала нам Алла Пугачева комод,- вспоминает Алексей.- По срокам не уложились - ну, давай выходить в субботу-воскресенье, быстро клепать. Я-то только инкрустацию делал, а ребята гнали - в итоге ящики сбили на гвоздях. Зоркая Алла Борисовна дефект приметила и со скандалом вернула комод. Позже Алексей убедился, что заниматься любимой профессией может лишь так, чтобы над душой никто не стоял, и чтобы отвечать только за себя. В 1997-м Алексей сделал при собственном доме столярную мастерскую. Начального капитала только на нее и хватило, а на станки заработал позже. Безусловное преимущество его теперешнего положения - не надо платить за аренду. Дальше - одни проблемы. Мытарства одиночки - Я и руководство, и отдел снабжения, и бухгалтерия. Естественно, сам исполнитель и уборщик: все это сочетать, конечно, тяжеловато… Поскольку никакой рекламы у индивидуала нет, он показывает потенциальным клиентам товар лицом: - Везу их на место, где, допустим, лестницу делал: вас такая работа устраивает? - Но прежде чем везти, надо же как минимум их найти? - Они меня находят через других заказчиков, через посредников. - Посредники - это, простите, «крыша»? - Нет, «крыша» берет 50% от заказа, а посредники - всего 10%,- улыбается Алексей.- И вообще клиентов со стороны я стараюсь не брать. Юридически Алексей не защищен: вот и не рискует связываться с незнакомцами. Но «попадал» и со знакомыми. - Больше двух раз работать с одним клиентом нельзя. - Почему? - Начинается: «Леш, ты же нас знаешь… Сделай то-то и то-то бесплатно». Именно с такой просьбы и началась судебная история, тянущаяся по сей день. Долгая дорога в суд - У меня, честно, такое случилось впервые за 25 лет. Я работал с этими людьми с 1998 года, а в 2003-м они начали строить дом и попросили сделать 23 оконных блока. А кроме этого установить рамы. Причем бесплатно: «Леш, да ты что, мы же тебя знаем, ты должен дать нам скидку». Я был категорически против: не мое это дело - еще и ставить рамы, но «повелся», у меня тогда не было хороших заказов, а тут - знакомые вроде. И в августе 2003-го мы подписали договор: я делаю блоки, установка бесплатная. Срок окончания работ - 1 декабря 2003 года. В октябре 2003-го, спустя два месяца после подписания договора, заказчица приехала к Алексею с просьбой. Аванс был уплачен, но к расчету она по деньгам, по ее словам, не укладывалась. Сказала, чтобы и Алексей не особо торопился. Тем не менее в договоре ничего исправлено не было, просьба была устная. Теперь, задним числом Алексей считает, что это была хитрая уловка заказчицы. Однако ясно, что тут и его собственная вина. Подвела вечная надежда на авось. В итоге заказчики от своего устного разрешения о «смягчении сроков» вскоре отказались («Не говорила я такого!»), и после долгих телефонных скандалов и препирательств выяснилось, что они хотят теперь другие рамы - со стеклами зеркального отражения, а для этого уже обратились в фирму. Но Алексей-то часть работы сделал и потому отдавать аванс тоже не собирался. Но тут истек срок договора, и заказчица обратилась в местный комитет по защите прав потребителя. Там выслушали возражения Алексея, что он понес убытки, потратил время, но предложили заказчице идти прямо в суд. Она туда пошла не сразу, для начала в феврале 2004 года решила припугнуть Алексея: пригрозила возбудить дело по факту мошенничества («Аванс взял, а работу не сделал») по статье 159 УК. ОБЭП в возбуждении такого дела, ясно, отказал и опять же направил ее в суд. Иск был подан только в августе 2004-го. |