Руководитель организации: возможно ли совместительство?А.В. Карпухин, Трудовой кодекс РФ решил целый ряд давно существовавших проблем. Однако при этом породил новые. Еще в недавнем прошлом вопросы, касавшиеся трудовых отношений между самой организацией и ее руководящими работниками регулировались только в небольшой части специальными законами. При этом основное внимание концентрировалось только на руководящей функции единоличного исполнительного органа, а его трудовой правоспособности, в том случае, если указанную функцию реализует физическое лицо, внимания уделялось немного. Возьмем статью 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. на 21.03.2002). Ее пункт 4 гласит: «Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа». Казалось бы, Трудовой кодекс РФ урегулировал этот вопрос полностью, однако не все так однозначно. Норма, которая будет проанализирована далее, может стать еще одним инструментом в арсенале тех лиц, для которых недобросовестные методы конкурентной борьбы давно стали обыденностью. Статья 276 Трудового кодекса РФ предусматривает, что руководитель организации может занимать оплачиваемые должности в других организациях только с разрешения уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа). В настоящее время в России практически все руководители-совместители являются нарушителями закона в силу невозможности одномоментного выполнения всеми организациями и руководителями технически сложной процедуры получения таких разрешений. Можно утверждать, что и в будущем будет достаточно много ситуаций, когда в силу каких-либо причин подобное разрешение у руководителя будет отсутствовать. Это может быть обусловлено и незнанием законодательства (что особенно характерно для небольших организаций, где отсутствует штатный юрист), и недостаточным пониманием возможных последствий нарушения этой нормы. А последствия могут быть следующими: все решения такого совместителя теоретически могут быть признаны незаконными, вследствие того, что само исполнение дополнительных должностей было незаконным. Распространенность совмещения руководящих должностей в разных организациях в России достаточно велика, причем особенно у сложноструктурированных и успешных компаний. Практика ведения бизнеса в России зачастую предполагает наличие в рамках одного производственного комплекса нескольких аффилированных юридических лиц, создаваемых как в целях налогового планирования, так и для диверсификации производства. Использование нескольких юридических лиц, занимающихся различными направлениями деятельности, позволяет воспользоваться налоговыми льготами, предусмотренными законодательством для различных видов предпринимательской деятельности. Также структура подобных компаний становится менее прозрачной и всегда существует возможность запутать движение средств, вывести активы и сбить с толку контролирующие органы. Разделение бизнеса может быть выгодным и с точки зрения управления. Допустим, если разделить производственную и сбытовую сферы, то и та, и другая будут больше заботиться о своей эффективности. Эти преимущества могут быть полезны не только для крупных производственных структур, но и для небольших компаний. Управление подобным комплексом осуществляется путем участия одного или нескольких лиц в управляющих органах организаций, входящих в общую структуру. Таким образом, генеральный директор компании «А» может быть членом правления компании «В» или членом совета директоров компании «С». Следовательно, можно попытаться заблокировать такое решение организации, решающий голос при обсуждении которого принадлежит лицу, у которого отсутствует разрешение на совместительство. Необходимо сделать оговорку о том, что согласно статье 11 Трудового кодекса РФ его действие не распространяется на членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с этой организацией трудовой договор). Но, так как одним из признаков заключенного трудового договора является получение определенной заработной платы за выполняемую работу, то в отношении членов совета директоров действие статьи 276 Кодекса распространяется только на тех из них, работа которых на этом посту оплачивается в соответствующем порядке из фонда оплаты труда. Как руководителю организации получить разрешение на совместительство? Вернемся еще раз к условию работы руководителя организации по совместительству в других организациях, а именно — к получению разрешения уполномоченного органа юридического лица. АО Статья 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. на 21.03.2002) говорит о том, что таким уполномоченным органом для АО является совет директоров (наблюдательный совет) общества. Хотелось бы обратить внимание на то, что при первой же возможности целесообразным было бы в повестку дня заседания совета директоров включить вопрос о возможности для руководителя организации занимать оплачиваемые должности в других организациях. Решение же совета директоров, желательно, снабдить оговоркой о том, что совмещение оплачиваемых должностей руководителем в рамках единой структуры, единого комплекса аффилированных предприятий возможно по мере возникновения производственной необходимости. Такая оговорка позволит избавить совет директоров от рутинной процедуры дачи разрешения на совместительство в рамках обычной деятельности. Однако вместе с тем, если требуется совместительство в иной (независимой от холдинга и т.п.) структуре, то, на мой взгляд, каждый раз вопрос о даче согласия должен обсуждаться и решаться с учетом конкретной ситуации. |