Откат назад в РоссииЭто оскорбляет российскую национальную гордость: Airbus и Boeing понижают ранг отечественных производителей самолетов "Ильюшин" и "Туполев". Оба иностранных конкурента хотят заполучить еще большую долю на российском рынке. Испытанное средство против иностранной конкуренции это государственный контроль, по крайней мере, так считает президент России Владимир Путин. Это касается как самолетостроения, так и добычи сырья и автопрома. Чтобы помочь своим самолетостроительным компаниям достичь новых высот, он отдал распоряжение об их слиянии. Указом президента почти все самолетостроительные предприятия должны быть объединены в один государственный холдинг "Объединенная авиастроительная корпорация". В последующие 9-12 месяцев производители гражданских и военных самолетов должны объединиться под одним началом. Сюда, помимо "Ильюшина" и "Туполева", также должны войти предприятия по производству боевых самолетов "Сухой", "МиГ" и "Иркут". Также было установлено, что годовой оборот нового государственного холдинга должен составлять 7-8 млрд долларов. Довольно честолюбивая цель. Самый большой заказ, который в ближайшие годы сделает российская авиакомпания "Аэрофлот", оценивается примерно в 3 млрд долларов. "Аэрофлот" хочет к 2010 году полностью заменить свои устаревшие самолеты Ту-134 и Ту-154, а также Ил-86. В общей сложности "Аэрофлот" собирается заказать 34 самолета с большой дальностью полета. Как Airbus, так и Boeing пытались заполучить заказ, о котором было объявлено в июле прошлого года. До сих пор аналитики полагали, что "Аэрофлот" отдаст предпочтение самолету Boeing 787 Dreamliner. Акционеров не спрашивают Реакция Airbus на планы Кремля создать российский авиастроительный холдинг заставляет сомневаться в том, что "Аэрофлот" действительно уже сделал выбор в пользу американского Boeing 787. Вице-президент Airbus Аксель Крейн заявил, что после обнародования путинских планов он видит в слиянии российских самолетостроительных предприятий "важный вклад в развитие долгосрочного партнерства между Airbus и Россией". У Airbus есть опыт объединения отдельных фирм, и поэтому он мог бы быть России полезным. На следующий день руководство предприятия выразилось более конкретно. В Москве головное предприятие Airbus, концерн EADS, объявило, что сотрудничество между Airbus и создаваемым предприятием "Объединенная авиастроительная корпорация" должно включать в себя также разработку и производство нового самолета, летающего на средние рсстояния, возможно, это будет следующая модель аэробуса A320. Сотрудничество также распространится на производство нового аэробуса А350 и переоборудование пассажирских самолетов компании Airbus в транспортные. Общие объемы сотрудничества 21 млрд долларов. "Мы говорим о партнерстве навсегда", сказал Крейн. Московские аналитики тем временем жалуются на то, что с созданием российского самолетостроительного холдинга дело не совсем чисто, и это не прошло незамеченным: они критикуют то, что в ходе слияния под контролем государства акционеров предприятий, которых это затрагивает, не информируют о конкретных проектах и необходимом обмене акциями. Расширение госконтроля на целые отрасли промышленности уже вошло в традицию. Так, правительство недавно попыталось усилить свое участие и в автомобильном секторе. Государственное предприятие "Рособоронэкспорт", занимающееся вооружением, по мнению наблюдателей, используется как средство для вытеснения американского автомобильного концерна General Motors из совместного предприятия с самым крупным российским производителем автомобилей "АвтоВАЗ". Подобным образом поступают и в случае с производителем грузовых автомобилей "КамАЗом". Помимо этого, российская газета "Время новостей" сообщила о том, что президент Путин намеревается создать новый пост заместителя премьер-министра, в ведении которого будут находиться "природные монополии" (т.е. полезные ископаемые). Фаворитом на новую должность считают давнее доверенное лицо Путина Владимира Когана, бывшего владельца санкт-петербургского "Промстройбанка". Сообщали, что президент сегодня собирается назвать имя того, кто займет эту должность. После того как российская сырьевая отрасль была почти полностью ренационализирована, создание нового Минэнерго советского образца, очевидно, лишь вопрос времени. Усиление государственного контроля над экономикой критикуют не только за границей. Газета "Ведомости" говорит о "синдроме престижа" напасти, которая охватила российских чиновников. Они хотят любой ценой способствовать развитию отечественного производства, не допуская иностранного участия в российских предприятиях. Недавно созданная новая программа по развитию автомобильной промышленности предусматривает государственные инвестиции в размере 5 млрд долларов и должна пойти на пользу "обществу, фактически контролируемому государством", пишет газета. Такие же непомерные претензии, как и в случае с холдингом авиастроительных компаний. Однако, по мнению газеты, ввиду сильной иностранной конкуренции инвестиции в размере 5 млрд долларов в неконкурентоспособную автомобильную промышленность это выброшенные деньги. Лучше было бы вложить их в жилищное строительство.
|