Главная страница --> Управление

Цент евро бережет .. | Франция мечтает о русских ко .. | Управление знаниями - перспе .. | Проблема незаконных изменени .. | Бриллиантовый дым .. |


Как создать и внедрить миссию организации в условиях бывшей социалистической ментальности

Источник: BKG. Практичные решения для эффективного управления компанией / Мы реально отдаем себе отчет кто будет читать нашу статью. Это:
  • руководители и специалисты среднего звена, осознавшие необходимость стратегического планирования и миссии организации, но не получившие поддержки высшего руководства и более консервативной части фирмы, которые считают, что все это суета и положение на бумагу очередных лозунгов;
  • руководители верхнего звена, осознавшие необходимость стратегического планирования и миссии организации, но еще не до конца понявшие как миссию внедрить в головы коллектива и сделать ее действительно рабочим документом;
  • читатели любой категории, только осваивающие стратегическое планирование.
  • профессорско-преподавательский состав и студенты(без комментариев).

Поэтому мы посвятили статью не сколько технике написания миссии организации, сколько организационным вопросам ее создания и внедрения. Мы также намеренно отказались от примеров миссий, хотелось бы, чтобы читатели ознакомившись с нашей статьей, не занимались плагиатом, разработали документ самостоятельно, добавив к нему программу внедрения миссии. Скопировать можно что угодно, только зачем?

Нам посчастливилось консультировать четыре российских фирмы при создании миссии организации, поэтому мы излагаем опыт внедрения что называется из первых рук и поэтому укажем на подводные камни процесса именно на территории стран СНГ. Хотим отметить, что по теме опубликовано много материалов. В основном они посвящены технике составления и обоснованию необходимости миссии организации в условиях западных компаний с уже сложившимся стратегическим управленческим мышлением. Опыт внедрения миссии в компаниях странах СНГ, практически не рассмотрен, а ведь условия достаточно специфичны.

И последнее, мы будем рады если кто ни будь поделится с нами своим опытом побед и поражений на данном поприще.

Три самых трудных этапа в разработке и внедрении миссии организации в компаниях стран СНГ:

  1. доведение руководства до состояния под названием "я хочу миссию организации".
  2. переход к желанию написать документ не в "стиле материалов 25 съезда КПСС", а реальный документ, отражающий видение фирмы на короткую(это специфика бизнес действительности СНГ) перспективу.
  3. внедрение миссии организации в головы персонала как документа, отражающего видение перспективы руководством и поэтому принимаемое к неукоснительному исполнению

Само написание миссии организации при наличии навыков словосложения и установленной структуры будущего документа не представляет трудностей.

Мы сразу хотим сформулировать одну неприятную истину. Если верхнее руководство не "дозрело" до идеи стратегического планирования не начинайте разговоры о миссии организации. Вы просто угробите идею в зародыше. Человек, не осознавший необходимость конкретного ответа на вопрос "какой я хочу видеть свою организацию через год" просто не воспримет миссию организации как рабочий инструмент начальной стадии стратегического плана. Это верхушка пирамиды стратегического планирования, следующая принципу управления: сначала общая цель(миссия организации),затем набор стратегий для достижения цели. Поэтому если идея миссии организации генерируется снизу, дайте сначала возможность прорасти идее стратегического планирования.

Если посмотреть на многочисленные западные публикации, посвященные теме миссии организации, то с помощью тех или иных формулировок авторы сходятся на том, что миссия описывает продукты, услуги, рынки действия фирмы и применяемые технологии, тем самым отражая ценности и приоритеты тех кто принимает стратегические решения. При всей правильности формулировки, реальность такова, что "чувство собственности" наемного персонала фирм СНГ еще находится в начальной стадии, и он не привык открыто обсуждать ценности и приоритеты своей фирмы, класть их на бумагу, и тем более отождествлять свои интересы и ценности с интересами фирмы. Поэтому мы рекомендуем при разработке миссии организации не базироваться на общефилософских принципах ведения бизнеса(их черед придет позднее, многих производственников),а отвечать на конкретные вопросы:

  1. какие продукты и услуги мы хотим производить и представлять,
  2. какова география нашего бизнеса,
  3. как мы будем заботиться о работниках,
  4. как мы будем взаимодействовать с регионом где мы ведем бизнес
  5. чем мы отличаемся от конкурентов и т.д.

Здесь мы поясним сразу, технику написания миссии. Кто пишет миссию организации? - группа стратегического планирования. Присутствие первого руководителя при написании миссии обязательно. Если первый руководитель поручает подготовить проект миссии какому-то конкретному лицу, например яйцеголовому начальнику отдела маркетинга(не обижайтесь -шутка),считайте все пропало, здесь нет сопричастности творчества. Пригласите на заседания группы стратегического планирования консультанта со стороны, но не для написания миссии, а для дирижирования процессом. Отберите только такого консультанта, который может показать Вам примеры миссий, написанных под его руководством и обязательно возьмите рекомендации у компаний где он ранее занимался данной работой(здесь не место дилетантам). Мы также рекомендуем обратиться к персоналу. Только не переборщите, если в фирме 1000 человек, не надо тревожить всех вплоть до работников охраны и уборщиц. Пусть группа стратегического планирования подготовит проект миссии, сопроводит его небольшим письмом-комментарием о цели документа, его структуре, и раздаст работникам фирмы с просьбой прокомментировать его и дать предложения по его корректировке. Затем окончательно отредактируйте миссию и доведите ее до сведения всех работников. Здесь несколько способов - от распространения миссии на различных печатных и сувенирных материалах(Dallas semiconductor закупил для своих работников простые кофейные стаканы, поставил свое лого и текст миссии организации, и раздает их всем, включая вновь поступающих работников),до регулярного обсуждения миссии в контексте результатов месячных и квартальных планов.



Похожие по содержанию материалы:
Готовы к трудовому подвигу ..
Главный командующий ..
Евросоюз наносит удар Microsoft ..
Беспорядочные сотовые сигналы из России ..
Цент евро бережет ..
Франция мечтает о русских копейках ..
Управление знаниями - перспективное направление менеджмента ..
Проблема незаконных изменений условий страхования при перезаключении годовых договоров об ОСАГО ..
Бриллиантовый дым ..
План действий для потерявших работу ..
Управление знаниями - перспективное направление менеджмента ..
ЕБРР стал акционером российской компании "Виз-сталь" ..
Игрушка за миллион долларов: самый дорогой автомобиль в мире ..


Похожие документы из сходных разделов


Товарный знак как способ защиты прав, торговая марка как средство продвижения. История и перспективы развития

Рыкова И.В.,
к.э.н.,
генеральный директор ООО “Правовой Сервис “ФАРН”

 
Опубликовано в номере: Маркетинг в России и за рубежом №3 / 2002

Расширение масштабов конкуренции, стремление производителей и продавцов привлечь к производимым и продаваемым тов .. читать далее


Советы консультанта: Как вычислить топ-менеджера
"Ведомости" / Александра Кочеткова

Топ-менеджер — это не положение, занимаемое человеком в иерархии штатного расписания компании, а прежде всего состояние его духа. Даже управленец среднего звена может считаться игроком высшей лиги, если он соответствует ряду простых критериев.

Высший менеджер — это обязательно л .. читать далее


Право на дивиденды: механизм реализации
Журнал "Управление компанией" http://www.zhuk.net/ /

Ушаков Дмитрий, 
заместитель генерального директора по финансам и экономике ФГУП "Машиностроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского" (г. Пермь)

   Получение акционерами дивидендов является одной из наиболее острых проблем в практике корпоративного управления. Особенно если речь иде ..
читать далее