Superjob.ru — хранитель вакансий. История сайта с годовой выручкой $4 млнКогда-то Алексей Захаров был готов уступить созданный его командой сайт superjob.ru за $5000. Но покупателя так и не нашел. Пришлось заниматься его развитием самостоятельно. За 10 лет superjob.ru помог найти работу более чем 1 млн россиян. Выручка в этом году превысит $4 млн. И продавать его Захаров пока не собирается. Первые шаги в предпринимательстве президент и совладелец кадрового дома «Суперджоб» Алексей Захаров совершил еще в институте. «Надо было зарабатывать на жизнь», — говорит он. Он вырос и окончил школу не в Москве, а в Нижнем Новгороде. Но сразу поступить в вуз не получилось. Поэтому после школы Захаров устроился работать токарем 4-го разряда. Потом служил в армии, а затем еще год проработал на заводе. И только после этого поступил на факультет международной информации Московского государственного института международных отношений (МГИМО). Здесь он познакомился со своими будущими партнерами по бизнесу, студентами факультета международного права Сергеем Габестро и Сергеем Калачом. Молодые люди решили применить свои знания на практике и в 1996 г. создали юридическую компанию «Триумвират». Причем Габестро и Калач стали специализироваться на юридических услугах, а Захарова гораздо больше интересовали перспективные новые проекты. В 1998 г. он возглавил компанию «Триумвират Девелопмент», занявшуюся разработкой веб-сайтов. С ситуацией на российском кадровом рынке Захаров познакомился случайно. Одним из его соседей по офисному зданию в центре Москвы было рекрутинговое агентство «Контакт». Захаров предложил главе агентства Анатолию Купчину свои услуги. Договорились так: команда Захарова на свой страх и риск создаст интернет-ресурс superjob.ru, а специалисты «Контакта» выступят в качестве консультантов. Создатели superjob.ru попытались устранить недостатки, которыми, на их взгляд, страдал сайт job.ru: унифицировали формат резюме, разработали несколько фильтров, помогающих защищать сайт спама или повторных публикаций. В январе 2000 г. сайт начал свою работу. Цена вопроса. Сайт получился довольно удачным, но доходов не приносил, а его развитие и поддержка отнимали ресурсы немногочисленной команды разработчиков и программистов. Поэтому всего через пару месяцев Захаров предложил Купчину выкупить у него superjob.ru. «Первоначальная цена составила $5000, потом была снижена до $3500. Но мы решили, что поддержка такого ресурса не соответствует профилю нашей компании», — говорит Купчин. Захаров и Габестро отправились на поиски покупателей. Американская инвестиционная компания оценила блокирующий пакет superjob.ru примерно в $300 000, вспоминает Захаров. «Как интересно», — подумали предприниматели и попросили своего знакомого сотрудника «Тройки Диалог» сделать независимую оценку. Знакомый сообщил, что блокирующий пакет может стоить $1,8 млн и найти покупателя не составит большого труда. Оставалось лишь выполнить несколько формальных шагов. Но завершить их предприниматели не успели. Котировки американских интернет-компаний рухнули, интерес инвесторов к подобным активам упал практически до нуля. Предпринимателям пришлось задуматься, что делать с сайтом дальше. Искусство хедхантера. В 2001 г. Захаров и Габестро решили на базе сайта создать хедхантинговое агентство «Суперджоб». Сняли просторный офис на Старом Арбате, назначили гендиректором выпускника одной из западных бизнес-школ, позволили ему набрать команду высокооплачиваемых рекрутеров и консультантов. «Ни мне, ни моему партнеру не хотелось лично заниматься рекрутинговым бизнесом, — говорит Захаров. — Но финансовые показатели новой компании нас не могли не озадачивать. В них не прослеживалось никакой логики: один квартал «Суперджоб» приносил несколько десятков тысяч долларов прибыли, а следующий заканчивался с не меньшими убытками». Пришлось переводить агентство в соседний офис и лично разбираться, что же все-таки в нем происходит. Первый же контракт озадачил Захарова. Заказчик внес необходимую предоплату, затем выбрал менеджера из нескольких предложенных кандидатов. Но в оговоренный день финалист так и не вышел на работу. «Пришлось отправляться к заказчику с тортом и бутылкой коньяка», — вспоминает Захаров. Хорошие отношения удалось сохранить, но предоплату пришлось вернуть. |