Один день из жизни обменного пунктаСегодня в почти двадцати странах работает несколько сотен обменных пунктов WebMoney и еще добрая сотня дилеров WMR и WMU. Воспользоваться их услугами - это, пожалуй, самый быстрый и удобный способ обменять WM-средства на национальную валюту или, наборот, пополнить свой кошелек. Большинство обменок сегодня не только работают с наличными, но и поддерживают много других способов ввода-вывода, в том числе банковские переводы, Western Union, почту. В отдельных случаях вам даже не придется вставать с кресла - сотрудник приедет к вам сам, домой или в офис. Уверен, многие из вас уже пользовались услугами обменных WM-пунктов и не раз видели их работу "снаружи". Сегодня я предлагаю пойти еще дальше и взглянуть на нее изнутри. С этой целью я провел один день своей жизни вместе с обменным пунктом и теперь хочу поделиться с вами своими впечатлениями.
Поскольку я живу в Харькове, "подопытного кролика" я выбрал быстро. У меня и выбора-то особого не было. Помочь мне с моей затеей любезно согласился руководитель "Харьковских WebMoney". Знакомьтесь, Игорь (фото слева). Утро каждого обменника, как правило, начинается с выставления курсов обмена, проверки поступивших за ночь заявок, ответа на письма и других технических мероприятий. Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих эти утренние процедуры происходит еще дома, когда остальные домочадцы даже не успели проснуться, а чайник еще не вскипел на плите. Начать работу раньше других - очень важно.Мы встречаемся с Игорем в десять утра. Это то время, когда все учреждения, в которых нам предстоит побывать, уже открыты, а клиенты уже проснулись и то и дело терзают мобильник звонками. День выдался солнечным, поэтому сегодня "Харьковские WM" встречаются с клиентами в городе. Торчать в офисе в такую погоду не охота. Нам предстоит несколько рандеву. Пока едем к месту первого из них, оживленно болтаем с Игорем о его работе. Он рассказывает о своих планах, но больше жалуется. Например, на то, что часто приходится мчаться в другой конец города, чтобы выполнить заявку на покупку или продажу 10-15 WMZ. - Какая твоя прибыль с такой операции? - спрашиваю я его. Тут стоит отметить, что такой политики придерживаются далеко не все обменники. Обычно каждый из них устанавливает минимальную сумму обмена исходя из своих собственных соображений. "Харьковские WebMoney" здесь скорее не правило, а приятное исключение. За
"Харьковские" большое значение уделяют таким мелочам, а клиентам, в свою очередь, нравятся подобные знаки внимания. В качестве подарков, как правило, выступают всякие полезности, связанные с WebMoney - буклеты, плакаты, наклейки. Игорь получает их из Москвы с оказией. Мы направляемся дальше. Впереди - еще несколько встреч. Кто-то из клиентов опаздывает, кто-то уже нервно ждет нас в условленном месте. Кто-то тут же завязывает беседу, а кто-то скрытничает и, недоверчиво глядя в мою сторону, вопросительно смотрит на Игоря; услышав же об оВебМани.Ру, тут же смягчается, осведомленно протягивает "а-а-а-а, я вас постоянно читаю" и с улыбкой жмет мне руку. Приятно, черт возьми. Среди клиентов попадаются совершенно разные люди. Один нашел способ постоянно выигрывать в онлайн-казино, другой - любитель делать ставки в букмекерских конторах и неплохо в этом преуспел. Третий - дизайнер, четвертый и пятый - тоже :-) Шестой живет тем, что торгует на eBay. Седьмой занимается программированием для западных заказчиков. Восьмой открыл хостинговую компанию. Ну и так далее. Кто-то, наоборот, приобретает WM, для того чтобы расплатиться со своими партнерами в Сети, оплатить кабельное ТВ, либо потратить деньги на игре в онлайновые лотереи. Некоторые просто приходят, меняют и уходят, но большинство не упускает возможности рассказать Игорю о своих успехах и неудачах. Многие из них постепенно становятся для Игоря друзьми. Иногда мне кажется, что задача сотрудника обменного пункта состоит не столько в том, чтобы менять, сколько в том, чтобы слушать. Благодаря этой способности Игорь за три года работы узнал от людей немало полезного и неплохо изучил самые разные направления интернет-бизнеса. Он прямо сейчас мог бы бросить свой обменный пункт и посвятить себя любому из перечисленных занятий. Но он не бросает. Возможно, это сила привычки, возможно - это тот Путь, который ему предначертан (ну прям как по Коэльо, если кто читал :-) Ну а поскольку мой Путь - писать для вас эти строки, то я продолжу. Когда запланированные встречи закончились, мы приступаем к заявкам иногородних клиентов. Для их обслуживания есть сразу несколько инструментов на выбор - пара-тройка систем моментальных переводов ("СОФТ", "Аваль-экспресс" - украинцы поймут, о чем я говорю), банковские платежи, почта, Western Union. Сегодня у нас несколько таких заказов.
Первым делом направляемся в "Укрсоцбанк", где отправляем перевод по системе "СОФТ". Клиент сможет получить его уже спустя 15-20 минут в любом отделении банка по всей стране. Менеджер Елена, которая сегодня ездит с нами, заполняет бланк для перевода. Она здесь довольно частый гость, кассиры ее узнают и весело приветствуют. Очереди в банке совсем нет, и здесь мы долго не задерживаемся. Теперь наш путь лежит на почту. Почтовое отделение находится совсем рядом, и это очень удобно. Признаться, я был несколько удивлен тем, как много людей еще пользуется услугами почты для перевода и получения денег (только за сегодня обменный пункт получил несколько почтовых переводов и один отправил) в то время, когда для этого существуют другие, явно более приемлемые способы. "Некоторые наши клиенты живут в деревнях, в их распоряжении есть только почта и Сбербанк, - объяснил мне Игорь, - пользоваться Сбербанком я всех отговариваю, поскольку он работает далеко не так, как хотелось бы. А вот почта - очень даже сносно".
Многие обменные пункты сегодня - это нечто большее, чем просто обмен. В стандартный набор услуг всё чаще входит выдача аттестатов, автоматический размен интернет-валют, консультации, реализация WM-карт. Но Игорь пошел даже дальше. Он принимает заявки на пополнение телефоных счетов контрактных абонентов сотовой связи и оплату городских телефонов. Т.е. клиент тратит WM и не отрывается от кресла, а Игорь делает всё за него. Как раз вчера поступила такая заявка на оплату городского телефона, поэтому следующий наш пункт назначения - отделение "Укртелекома". К счастью, оно тоже находится рядом, в том же здании, что и почта. Однако, возле кассы нас постигает разочарование в виде приличной очереди. Но никуда не денешься, придется стоять. "Это еще что. Вот, бывает, выстоишь очередь, а потом оказывается, что такого телефонного номера вообще не существует: клиент ошибся на одну цифру, когда заявку подавал. Приходится на следующий день проходить всю процедуру снова", - рассказывает Игорь.
Так проходит первая половина дня - то на ногах, то в машине. Очень часто так проходит весь день, но сегодня все заявки выполнены, и поэтому мы направляемся в офис... Признаться, я здесь бываю довольно часто. Весьма уютное помещение... Мягкий диванчик, телевизор... Все в этом офисе косвенно указывает на пристрастия его владельцев: на столе аккуратно сложены вебманевские CD-визитки, на днях полученные из Москвы; на двери наклеен постер, из которого ясно, что здесь можно купить WM-карты; на стене - красочный плакат "WebMoney - новая система ценностей". Кроме Игоря и Лены в офисе постоянно находится Олег. Он выполняет функции web-мастера, программиста и администратора одновременно.В дверь стучат. Это менеджер одного из харьковских провайдеров приехала, чтобы передать новую партию карт интернет-доступа. Дело в том, что "Харьковские WebMoney" дают возможность приобретать скрейч-карточки некоторых ISP (равно как и сотовых операторов), за WM, конечно, и не выходя из дома. Не сказать, что торговля идет очень бойко, но для большинства украинских обменников это скорее дело принципа - предлагать как можно больше услуг своим клиентам. А может, просто дань моде, не знаю.
Поначалу провайдеры с удивлением относились к тому, что их дилер реализует карты через Интернет, да еще и за "мифические" WebMoney. Но теперь они не только не удивляются, но и стараются узнать о системе побольше и даже сами рассказывают о ней своим клиентам. Когда все бумажные формальности утрясены, Игорь вручает милой девушке немного агитационных материалов и провожает ее до дверей. Заявок на обмены сегодня больше нет, это редкий случай, когда всю вторую половину дня Игорь может провести в офисе, в тишине и спокойствии. Главные инструменты сотрудника обменного пункта - ICQ и телефон. ICQ, привычно кукарекая, не умолкает до позднего вечера. Я всегда считал себя активным пользователем "аськи", но теперь понял, что ошибался. У Игоря постоянно открыто с десяток окон, и каждому он успевает ответить. Большое количество дел решается в ICQ, скажу я вам. Заключаются сделки, назначаются встречи, утрясаются спорные вопросы. Что касается телефона, а вернее, телефонов, то их у Игоря три - один городской (стоит здесь же на рабочем столе) и два мобильных. Все три аппарата дают о себе знать с завидной частотой - никаки не реже раза в 15-20 минут. Как правило, звонят клиенты. После нескольких обменов многие из них перестают пользоваться формой для подачи заявки на сайте, видимо, считают это ниже своего достоинства и привелегированного статуса. Им непременно нужно набрать Игоря на телефоне и отнять у него никак не меньше 5 минут, чтобы лично договориться об очередном обмене и между делом выбить для себя скидку.
Пока Игорь был занят очередным таким звонком, я подсчитал, что на телефонные разговоры он, видимо, тратит никак не менее часа ежедневно. Едет в машине - говорит, заполняет квитанцию в банке - говорит, катит тележку по супермаркету после работы - тоже говорит. Часто люди звонят по очень-очень важным, прямо-таки вселенским вопросам. "Как переустановить Keeper", например, или "как открыть карточку Visa". Звонят даже воскресным вечером. Все они ждут от сотрудника обменного пункта помощи и совета - и тот старается не отказывать. Сегодня в некоторых украинских городах работает по 3-4 обменки, и конекуренция достаточно велика. Показать, что ты не рад звонящему - означает, возможно, потерять клиента. Под конец рабочего дня нас ждет приятный сюрприз. Без предупреждения в гости зашел один из старых клиентов. Зашел, конечно, по делу - вывести WM. Неожиданность его визита с лихвой искупляется принесенным им пивом. Женя (так его зовут) занимается оптимизацией сайтов. За беседой о релевантности поисковиков и очередных апдейтах Google'а наш день, прожитый в ритме обменного пункта, наконец, завершается. Впрочем, если вы подумали, что жизнь обменника легка и приятна, то вы ошиблись. Всё скорее наоборот. Серьезный обменник вынужден нести значительные расходы. Ему нужен офис, сотрудники и курьеры, постоянный доступ в Интернет, телефонная связь, сайт. Для того чтобы быть в ладах с законом, необходимо позаботиться о регистрации субъекта предпринимательской деятельности и юридической поддержке. Если вы вдруг решите открыть свой обменный пункт, то будьте готовы работать 7 дней в неделю и 20 часов в сутки, отвечать на звонки в любое время дня и ночи, будьте готовы столкнуться с непониманием налогового инспектора и недоверчивыми клиентами, которые убеждены, что вы спите и видите, как бы их (клиентов) обмануть. P.S. Мне бы не хотелось, чтобы мой уважаемый читатель воспринял данный материал как рекламу одного конретного обменника. Нет. Я хотел рассказать вам о буднях обменных пунктов, но выдумывать и фантазировать - не в моих правилах. "Харьковские WebMoney" - давние мои друзья, и пусть простят меня все остальные за то, что мой выбор пал не на них. Я искренне желаю успеха и процветания всем, кто трудится на WM-поприще. разговорами мы подъезжаем к станции метро. Здесь запланирована встреча с Романом, постоянным клиентом. Он, как всегда, пунктуален и практически не застравляет нас ждать. После того, как обмен произведен, Игорь вручает Роману памятный подарок. |
назад |
Похожие по содержанию материалы: Биты стерлингов .. cТОПроцентно полезный сервис .. Yahoo! показал рекордное падение .. Биты стерлингов .. Контекстная реклама - повышение CTR (кликабельности) .. Об электронных документах .. Как правильно выбрать партнерскую программу? .. |