Дураки и дороги онлайн. Основные проблемы российского интернет-бизнесаКомпания Google показала всем, как можно зарабатывать огромные деньги на армии пользователей благодаря интернет-рекламе: выручка Google за 2005 год составила $6,14 млрд, из которых более 98% пришлось на рекламу. Российские интернет предприниматели особых путей не ищут. Заметим, что собственные сайты Google, имеющие огромную аудиторию благодаря лучшему поисковому механизму и большому количеству полезных бесплатных сервисов, принесли компании немногим более половины доходов. Остальные 44% поступили от партнерских сайтов, размещающих контекстную рекламу Google и делящих с ней доходы от кликов посетителей. Один из таких сайтов — www.stevepavlina.com — блог Стива Павлины, ведущего популярный веб-дневник на тему саморазвития и профессионального роста. В феврале 2005 года, когда сайт Стива был уже достаточно популярным, его посещали около 86 тыс. человек в месяц. В первый месяц размещение на сайте контекстной рекламы по партнерской программе Google принесло Стиву $53. В январе 2006 года доход блоггера от контекстной рекламы в рамках сервиса Google AdSense составил $4,7 тыс. Реклама за 30 копеек Механизм контекстной рекламы позволил привлечь миллионы частных предпринимателей и мелких бизнесов с небольшими бюджетами, готовых потратить на пользовательские клики не больше нескольких долларов. Пороговой стоимости "входного билета" на этом рекламном рынке нет: рекламодатели могут сами выбирать, сколько они готовы потратить в день на интернет-рекламу и сколько готовы платить за каждого посетителя, привлеченного рекламным объявлением. Российская компания "Яндекс", развивающая сходную систему контекстной рекламы "Яндекс. Директ", недавно снизила входную плату за размещение рекламных показов в десять раз, до 30 копеек за показ. Это делает контекстную рекламу более доступной для товаров, прибыль с продажи которых невысока: книг, аудиои видеозаписей, канцелярских товаров и т. п. Кроме того, снижение порога расширит приток объявлений от частных лиц и рекламодателей из регионов, где цены на товары ниже московских. По словам Ольги Высоцкой, руководителя службы "Яндекс. Директ", задача компании — сглаживать все пороги, которые могут препятствовать приходу офлайновых бизнесов в интернет. Другой крупный портальный проект Рунета, Mail.ru, завоевавший большую аудиторию благодаря сервису веб-почты, использует другую модель для получения доходов. "Основной источник доходов для нас — медийная реклама, у нас размещаются крупнейшие мировые и российские брэнды, — рассказывает вице-президент, директор по маркетингу и PR холдинга Mail.ru Анна Артамонова.- Контекстная реклама размещается в результатах поиска на портале и в тематических разделах. Отдельная статья доходов — платные сервисы для посетителей. Базовый функционал у нас бесплатный, а платят посетители только за услуги, позволяющие привлечь к себе дополнительное внимание: поднять повыше свою анкету в разделе "Знакомства", повесить фото на главную страницу в разделе "Фото", прорекламировать свой блог". Компания также развивает проект Molotok.ru — интернетаукцион, позволяющий частным лицам и небольшим компаниям продавать товары через Сеть. Раньше основной набор услуг на сайте аукциона был бесплатным, теперь Molotok взимает плату за заключенные сделки — несколько процентов от суммы, которые списываются с индивидуального счета пользователя (отрицательный баланс на нем допускается). Для разовой сделки осталась возможность совершить продажу без комиссии, однако продавцам, пользующимся сайтом на постоянной основе, выгоднее и удобнее платить комиссию и, возможно, оплачивать некоторые дополнительные услуги (например, выделение товара в результатах поиска). Проект копирует крайне успешный западный интернет-аукцион eBay, годовой оборот которого превышает $1,4 млрд. Компании принадлежит также самая популярная на Западе система электронных платежей PayPal и не менее популярный сервис интернет-телефонии Skype. Секрет успеха eBay в том, что аукцион превратился в постоянную торговую площадку для небольших бизнесов, не желающих или не имеющих возможности вкладываться в создание собственного торгового сайта. eBay же предоставляет им все необходимые инструменты для рекламы, поиска товаров, взаимодействия и расчетов с покупателями. Продажа с колес по-интернетовски А вот успехи "классических" интернет-магазинов в России пока не так хороши. Можно сказать, что успехов нет вовсе. Делясь опытом покупок через интернет, практически каждый может привести в пример ситуацию, когда "имеющийся в наличии" товар удается заказать только в четвертом-пятом по счету магазине, подтвержденный оператором магазина заказ вовремя не привозят, и доставки приходится ждать несколько дней, а то и недель. |