Главная страница --> Страховаие

Расчет больничных по-новому .. | Поменяли местами .. | Как наказать продавца? .. | Личность имеет значение .. | Особенности уплаты государст .. |


Когда банк вправе раскрыть банковскую тайну?

ToT /

В связи с введением в действие ФЗ О противодействии легализации (отмыванию)доходов, полученных преступным путем и внесением соответствующих изменений вст.26 ФЗ О банках и банковской деятельности изменился обЪем сведений,составляющих банковскую тайну и у банков появилась обязанность предоставлятьсведения в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействиюлегализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях,порядке и обЪеме, которые предусмотрены ФЗ О противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем .

Положения ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученныхпреступным путем , определяющие случаи предоставления сведений в уполномоченныйорган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов,полученных преступным путем изложены таким образом, что оставляют возможностьих неоднозначного толкования.

В итоге перед кредитными организациями встала проблема выбора. С одной стороныза разглашение банковской тайны предусмотрена уголовная ответственность, сдругой непредставление в уполномоченный орган, осуществляющий меры попротиводействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,может повлечь отзыв лицензии.

В виду сравнительно недавнего вступления в силу ФЗ О противодействиилегализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем официальныхразЪяснений, а также судебной практики четко определяющих случаи, в которыхбанки должны представлять сведения в уполномоченный орган, осуществляющий мерыпо противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путемне нарушив при этом банковской тайны, еще не появилось.

Тем не менее, банки ежедневно предоставляют банковские услуги своим клиентам,что в сложившейся проблемной ситуации влечет необходимость выработки каждымконкретным банком определенной позиции по данному вопросу.

Казалось бы, в чем здесь может быть проблема? ФЗ О противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем предусмотрел даже не право, аобязанность кредитных организаций предоставлять сведения, являющиеся банковскойтайной уполномоченному органу, осуществляющему меры по противодействиюлегализации (отмыванию) доходов. Следовательно, можно предоставлять всесведения, которые будут запрошены этим органом.

Но этот вопрос лишь на первый взгляд решается довольно просто, столкнувшись жес конкретной ситуацией, приходится задуматься, а в каких случаях действительнокредитная организация вправе раскрыть банковскую тайну?

И определение точного круга этих случаев имеет существенное значение, чтонаглядно видно из действующего законодательства.

Действующее законодательство довольно четко определяет обЪем сведений,составляющих банковскую тайну, установив в статье 26 ФЗ О банках и банковскойдеятельности , что кредитная организация гарантирует тайну об операциях, осчетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

Согласно п.2 статьи 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могутбыть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственныморганам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставленыисключительно в случаях и в порядке, предусмотренном законом.

Круг лиц, имеющих право на получение сведений, составляющих банковскую тайнуустановлен той же 26 статьей ФЗ О банках и банковской деятельности ,определяющей, что сведения по счетам клиентов, являющиеся банковской тайнойпомимо самих клиентов банка могут получать исключительно указанные в ней лица итолько в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

То есть, ФЗ О банках и банковской деятельности установил три жестких условия,служащие основанием предоставления сведений, составляющих банковскую тайнугосударственным органам и должностным лицам, а именно включение последних вкруг лиц, перечисленных в статье 26 ФЗ О банках и банковской деятельности ,определение случаев, в которых возможно такое предоставление и статуснормативного акта, определяющего указанные случаи. Такие случаи могут бытьопределены не в любом нормативном акте, а только в законодательных актах,регулирующих их деятельность, то есть указанные законодательные акты,во-первых, должны иметь статус федеральных законов и, во-вторых, должнырегулировать деятельность конкретного государственного органа или должностноголица.

Изменения к ФЗ О банках и банковской деятельности , внесенные ФЗ от 07.08.01. 121-ФЗ, согласно которым информация по операциям юридических лиц, граждан,осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридическоголица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями вуполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и обЪеме,которые предусмотрены ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов,полученных преступным путем вступили в силу с первого февраля 2002 года.

И с этого момента для кредитных организаций встал вопрос толкования положенийФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступнымпутем .

Данный закон является федеральным законом, то есть по своему статусу можетсогласно статье 26 ФЗ О банках и банковской деятельности устанавливать случаипредоставления кредитными организациями сведений, являющихся банковской тайнойуполномоченному органу, осуществляющему противодействие легализации (отмыванию)доходов, полученных преступным путем, и в то же время может быть отнесен кзаконодательным актам регулирующим деятельность данного уполномоченного органа,которым является согласно Указу Президента РФ от 01.11.01 1263 Комитет РФ пофинансовому мониторингу (КМФ России).

То есть два из условий предоставления кредитными организациями сведенийуполномоченному органу, осуществляющему противодействие легализации (отмыванию)доходов соблюдены.

Третье условие правомерного раскрытия банковской тайны, а именно случаипредоставления информации по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющихпредпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ифизических лиц в КМФ России устанавливаются в ст.6 ФЗ О противодействиилегализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и определяютсядвумя критериями: суммой и характером совершаемой операции.

И если с суммой, являющейся одним из двух обязательных критериев, определяющихслучаи предоставления сведений в КМФ России все предельно ясно, то вот схарактером операций возникает множество вопросов.

ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступнымпутем , определяя вроде бы случаи предоставления сведений в КМФ России, нерешает главного вопроса для кредитных организаций: каков же все-таки круг этихслучаев?

Как видно из изложенного предоставление кредитными организациями в КФМ Россииинформации по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющихпредпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ифизических лиц не будет являться нарушением банковской тайны согласнодействующему законодательству исключительно в случаях, установленных ст.6 ФЗ Опротиводействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем .

Рассмотрим один из пунктов статьи 6 ФЗ О противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем , из которого четкопрослеживается сложившаяся проблемная ситуация.

Абзац 4 п.п.4 п.2 ст.6 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов,полученных преступным путем гласит, что кредитные организации обязаныпредоставлять в КМФ России по его письменному запросу информацию по операциям зачисления на свой счет или списания со своего счета денежных средствюридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев содня его регистрации, либо юридическим лицом, операции по счетам которого непроизводились с момента их открытия .

Если рассмотреть данное положение закона буквально и произвести систематическоеи синтаксическое толкование абз.4 п.п.4 п.2 ст.6 ФЗ О легализации доходов,полученных преступным путем , то можно утверждать, что указанное положениезакона рассматривает два случая, подлежащие обязательному контролю:

1 случай. Зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средствюридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев содня его регистрации.

2 случай. Зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средствюридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента ихоткрытия.

Будет ли операция зачисления на счет и списания со счета юридического лицатретьим лицом денежных средств подпадать под случай подлежащий обязательномуконтролю согласно абз.4 п.п.4 п.2 ст.6 ФЗ О легализации доходов, полученныхпреступным путем ? Или предусмотренные в данной норме случаи распространяютсяисключительно на операции зачисления на счет и списания со счета денежныхсредств самим юридическим лицом владельцем счета? Только ли в случаепроведения первой операции должен производиться обязательный контроль илиподлежат контролю все операции, производимые в установленный период?

Во-первых, рассматривая данную норму, следует отметить неточную терминологию,примененную законодателем.

Операции зачисления и списания как таковые являются банковскими операциями исоответственно, зачисление на какой-либо счет и списание с какого-либо счетаденежных средств может быть произведено только банком, что прямо следует изГражданского Кодекса РФ.

Статьи 848, 849, 854 ГК РФ, не оставляющие возможности для их неоднозначногопонимания, говорят, что операции зачисления на счет и списания со счетаденежных средств осуществляется банком. При этом клиент или иное уполномоченноелицо должно всего лишь представить в банк надлежащим образом оформленныераспоряжения на совершение соответствующих операций.

Неточность терминологии естественно вносит определенную путаницу и мешаетправильному пониманию рассматриваемой нормы.

Но если не принимать во внимание неточности терминологии, на мой взгляд, волязаконодателя, выраженная в указанной норме закона, предстает достаточноочевидной.

При рассмотрении избранной нормы закона буду придерживаться выбраннойзаконодателем терминологии, во избежание внесения еще большей путаницы вситуацию.

Итак, рассмотрим первый случай раскрытия информации, являющейся банковскойтайной, а именно зачисление на свой счет или списание со своего счета денежныхсредств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трехмесяцев со дня его регистрации.

По моему мнению, в данном случае сведения должны представляться банком в КМФРоссии, как при зачислении, так и при списании средств только самим юридическимлицом владельцем счета, но никак не третьим лицом.

Такой вывод напрашивается в связи с тем, что в рассматриваемой норме фигурируеттермин свой счет . Фраза зачисление на свой счет юридическим лицом (если непридираться к терминологии) на мой взгляд, не может быть истолкована иначе каксовершение юридическим лицом владельцем счета действий, являющихся длякредитной организации основанием совершения операции зачисления денежныхсредств на счет именно этого юридического лица. То есть, юридическое лицо владелец счета вносит в кассу кредитной организации наличные денежные средствас указанием зачислить их на свой счет, либо дает распоряжение кредитнойорганизации перечислить денежные средства с другого своего счета, опять же насвой счет.

При этом сведения по операциям должны представляться по всем операциямпроведенным в течении периода деятельности юридического лица, не превышающеготрех месяцев со дня регистрации. То есть сообщение сведений поставлено взависимость от срока деятельности юридического лица владельца счета.

Во втором случае, а именно при зачислении на свой счет или списании со своегосчета денежных средств юридическим лицом, операции по счетам которого непроизводились с момента их открытия сообщение сведений по операциям поставленов зависимость именно от первичности операции. То есть, если периоддеятельности юридического лица превышает 3 месяца с момента регистрации и поего счетам не проводились операции, сведения должны сообщаться по первойпроведенной операции.

Представляется, что это может быть лишь операция зачисления, так как операциясписания может быть осуществлена только при наличии денежных средств на счете,а такое наличие уже свидетельствует о проведении хотя бы одной операции посчету, что уже исключает последующие операции по данному счету из кругаопераций подлежащих обязательному контролю.

Фраза операции по счетам которого не производились с момента их открытия намой взгляд, подразумевает в том числе и проведение операций по счетуюридического лица третьими лицами, например при перечислении денежных средствконтрагентом по договору.

Следует учитывать, что как и в первом рассмотренном случае обязательномуконтролю будут подлежать операции, проведенные самим юридическим лицом владельцем счета. То есть, если по счету юридического лица была произведенахотя бы одна операция третьим лицом, последующие операции по этому счетусовершенные самим юридическим лицом владельцем счета не будут подлежатьобязательному контролю.

При рассмотрении второго случая возникает также еще один вопрос. Фраза операции по счетам которого не производились с момента их открытия также, намой взгляд, сформулирована некорректно. В каком же все-таки случае кредитнаяорганизация должна представлять в КМФ России сведения по операциям зачисленияна свой счет или списания со своего счета денежных средств юридическим лицом,операции по счетам которого не производились с момента их открытия? В случае,если не производились операции ни по одному из счетов юридического лица, либо вслучае, если не производились операции по конкретному счету, по которомусовершается конкретная операция зачисления?

Представляется, что кредитная организация должна руководствоваться все-такипоследним вариантом, а именно представлять сведения в случае, если непроизводились операции по конкретному счету, по которому совершается конкретнаяоперация зачисления. Такая позиция является на мой взгляд более логичной.

Действительно, юридическое лицо, согласно действующему законодательству можетиметь несколько счетов в том числе и одного вида. И как правило эти счетаоткрываются в разных кредитных организациях. Отследить совершались ли операциипо счетам конкретного юридического лица клиента кредитной организации,открытым в других кредитных организациях данная кредитная организация не может.А сужение круга счетов до открытых только в данной кредитной организации будет,по моему мнению, достаточно вольным толкованием нормы закона.

Так как же все-таки поступать кредитным организациям?

Предоставлять в КМФ России сведения по всем операциям зачисления на счет исписания со счета денежных средств в том числе и совершенным третьими лицами?Либо только по операциям, которые совершаются по распоряжению самогоюридического лица владельца счета?

По неофициальному мнению отдельных представителей Банка России кредитныеорганизации должны расширительно толковать абз.4 п.п.4 п.2 ст.6 ФЗ Опротиводействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем ипредставлять в КМФ России сведения по всем операциям списания и зачисления насчет юридического лица денежных средств в том числе и совершенным третьимилицами.

Официальных разЪяснений на этот счет, как уже отмечалось, на сегодняшний деньне существует.

Следует также учитывать, что даже официальные разЪяснения Банка России несмогут внести ясности в рассматриваемую проблему.Во-первых обязательными для юридических и физических лиц, а такжегосударственных и муниципальных органов являются только нормативные акты БанкаРоссии, которые согласно ст.6 ФЗ О Банке России принимаются по вопросам,отнесенным к компетенции Банка России.Статья 4 ФЗ О Банке России , определяющая его компетенцию, не предоставляетБанку России права осуществлять официальное толкование законов, да в данномслучае Банк России и отношения не имеет к взаимоотношениям кредитныхорганизаций и уполномоченного органа, осуществляющего противодействиелегализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.Более того, ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученныхпреступным путем достаточно жестко определяет круг вопросов, связанных спротиводействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,по которым Банк России может принимать нормативные акты.

Таким образом, в виду обЪективной невозможности для кредитных организацийсформировать единообразное правовое понимание положений ФЗ О противодействиилегализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем перед ними встаетне совсем правовой вопрос о выборе ответственности.

Расширительное толкование положений ФЗ О противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем может повлечь ответственностьза разглашение банковской тайны, ограничительное ответственность занепредставление сведений в КМФ России.

Что же выбрать?

Согласно ч.2 ст.183 УК РФ незаконные разглашение или использование сведений,составляющих банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому онабыла доверена или стала известна по службе или работе, наказываются штрафом вразмере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с лишением правазанимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью насрок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Следует также учитывать положения ч.3 и ч.4 той же статьи уголовного кодексаРФ, предусматривающие квалифицирующие составы данного преступления иустанавливающие более тяжелую уголовную ответственность, вплоть до лишениясвободы на срок до десяти лет.

То есть за разглашение банковской тайны может понести ответственностьфизическое лицо сотрудник кредитной организации, а не сама кредитнаяорганизация, в то время как нарушение кредитными организациями требований,предусмотренных статьями 6 и 7 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию)доходов, полученных преступным путем , за исключением пункта 3 статьи 7, чтосогласно ст.13 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов,полученных преступным путем может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии впорядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При решении кредитными организациями данного вопроса может быть применен п.8ст.7 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученныхпреступным путем , который определяет, что представление в КМФ России сведенийи документов работниками кредитных организаций не является нарушениембанковской тайны, если такое представление производилось в целях и порядке,которые предусмотрены ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов,полученных преступным путем .

Таким образом, если работник кредитной организации даже в случае, непредусмотренном ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов,полученных преступным путем представил в КМФ России сведения, составляющиебанковскую тайну и это представление преследовало цель противодействиялегализации доходов, полученных преступным путем, такое представление не будетявляться нарушением банковской тайны и соответственно ответственность заразглашение банковской тайны также не наступит.

Но такое положение вещей, на мой взгляд, противоречит требованиям ФЗ О банкахи банковской деятельности , то есть возникает коллизия.Кроме того, может ли федеральный закон, действующий в областигражданско-правовых отношений отменить ответственность установленную уголовнымзаконом?

Конечно же нет.

Согласно ч.1 ст.3 УК РФ преступность деяния, а также его наказуемость и иныеуголовно - правовые последствия определяются только Уголовным Кодексом.

В то же время согласно ч.8 ст.26 ФЗ О банках и банковской деятельности и ч.2ст.8 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученныхпреступным путем КМФ России вправе раскрывать полученную от кредитныхорганизаций информацию лишь правоохранительным органам в соответствии с ихкомпетенцией, а следовательно конфиденциальность предоставления информациибудет соблюдена, то есть мало шансов, что о разглашении банковской тайны станетизвестно клиенту, который может быть заинтересован в возбуждении уголовногодела.

Таким образом, практически для кредитных организаций выгодно сообщать в КМФРоссии сведения по широкому кругу случаев.

Но юридически, с точки зрения соблюдения законодательства расширительноетолкование положений ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов,полученных преступным путем может повлечь представление кредитной организациейсведений, составляющих банковскую тайну в случаях законом не предусмотренных,что будут являться нарушением ст.857 ГК РФ и ст.26 ФЗ О банках и банковскойдеятельности и содержать состав преступления, предусмотренный ст.183 УК РФ.

Юдина Е.М.
источник: Клерк.Ру



Похожие по содержанию материалы:
Проект жалобы в КС: Прошу отменить главу 27 Налогового Кодекса (Вариант 2) ..
Проект жалобы в КС: Прошу отменить главу 27 Налогового Кодекса (Вариант 2) ..
Нет основания – нет штрафа ..
Болеть не запретишь ..
Расчет больничных по-новому ..
Поменяли местами ..
Как наказать продавца? ..
Личность имеет значение ..
Особенности уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел арбитражными судами ..
Решение суда - основание для регистрации права ..
Как придать юридическую силу внутренней переписке ..
Как придать юридическую силу внутренней переписке ..
Декларируем правильно ..


Похожие документы из сходных разделов


Отдельные аспекты удовлетворения требований кредиторов

"Арбитражная практика" № 09 (30) 2003сентябрь

В. А. ХИМИЧЕВ,
председатель судебного состава Арбитражного суда Орловской области

Идеи и принципы, положенные в основу удовлетворения требований кредиторов, во многом определяют их правовое положение в деле о банкротстве. Удовлет .. читать далее


Отдельные аспекты удовлетворения требований кредиторов

Представляется, что для оценки правомерности действий должника по удовлетворению требований кредиторов в рассматриваемом аспекте немаловажное значение имеют критерии банкротства, применяемые в правовом регулировании конкурсных отношений. В юридической литературе приводятся различные доводы в пользу тех или иных критериев. Ограничимся сравнительной оценкой критериев банкротства, данной отдельн .. читать далее


Отдельные аспекты удовлетворения требований кредиторов

Вообще статус третьих лиц в конкурсном процессе заслуживает особого внимания. Но мы ограничимся определением правовой природы отношений, возникающих в связи с удовлетворением требований кредиторов третьими лицами. На наш взгляд (применительно к гражданским правоотношениям), это не что иное, как исполнение обязательства третьим лицом на условиях возмездности (ст. 313 ГК РФ). Удовлетворе .. читать далее