Недействительность актов государственных органов о ликвидации юридических лиц З. И. МУРТУЗАЛИЕВ, Понятие государственной регистрации раскрывается в Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", согласно которому это гражданско-правовой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведенийо юридических лицах.
Непосредственную роль в формировании практики по данному вопросу сыграл ФАС Северо-Кавказского округа, позицию которого поддержал Арбитражный суд Республики Дагестан. Сложившаяся судебно-арбитражная практика по Северо-Кавказскому округу исходит из отсутствия законодательного регулирования восстановления ликвидированных юридических лиц в реестре и невозможности в этой связи обжалования актов государственнойрегистрации о ликвидации (дело № Ф08-3979/2001). Так, прокурор республики обратился в арбитражный суд с иском к Управлению регистрации и лицензирования администрации и ИМНС РФ о признании недействительным постановления Управления о ликвидации малого предприятия "Стеноблок" и обязании налоговой инспекции восстановить названное предприятие в реестре юридическихлиц. В исковом заявлении имелась ссылка на принятие указанного постановления с существенным нарушением установленного гражданским законодательством порядка ликвидации юридических лиц в целях избежания ответственности предприятия и переоформленияимущества ликвидированного юридического лица на других лиц. Доводы ответчиков сводились к тому, что при осуществлении ликвидации была соблюдена установленная законодательством процедура ликвидации. Кроме того, восстановление в государственном реестре малого предприятия противоречит Федеральному закону от 30.11.94 № 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодексаРоссийской Федерации". Решением, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции, исковые требования в части признания недействительным ненормативного акта регистрирующего органа и об обязании восстановить юридическое лицо в государственном реестребыли удовлетворены. Кассационной инстанцией состоявшиеся судебные акты первой и апелляционной инстанций были отменены. В обоснование своего судебного акта суд сослался на отсутствие законодательного закрепления норм, предусматривающих возможность обжалования актов, завершающих процедуру ликвидации, исключения ответчика из реестра, и невозможность реального обеспечения подобным решением первой инстанции защиты гражданских прав ввиду отсутствия имущества ликвидированного предприятия (ст.2 АПК РФ 1995 г.). Кроме того, суд сослался на тот факт, что при ликвидации юридического лица все правоотношения прекращаются, требования кредиторов считаются погашенными независимо от соблюдения норм законодательства, регламентирующих порядок ипроцедуру ликвидации юридических лиц (п. 3 ст. 49, п. 6 ст. 64 ГК РФ). По аналогичным основаниям отказано в иске о признании недействительным решения о ликвидации ООО "Луч" и восстановлении его в едином государственном реестре юридических лиц" (дело № А15-150/03-14). Ликвидация юридического лица представляет собой его прекращение. Тем самым предполагается, что с момента ликвидации права и обязанности юридического лицак другим лицам не переходят. Общие нормы относительно процедуры ликвидации регулируются ГК РФ и ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". Порядок ликвидации юридических лиц определяется ст. 62-64 ГК РФ и ст. 20-22 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", в соответствии с которыми ликвидация начинается с незамедлительного уведомления о предстоящей ликвидации органа, осуществляющего регистрацию юридическихлиц. Следующий этап - оповещение всех кредиторов о ликвидации юридического лица. По смыслу закона предполагается форма оповещения, позволяющая объективно зафиксировать факт отправки письменного уведомления кредитору ликвидируемого юридического лица. Здесь ликвидационная комиссия обязана выявить всех имеющихся кредиторов и дебиторов. Ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженностии принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований. По истечении двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, и согласовывается с регистрирующим органом. После проверки промежуточного ликвидационного баланса на его основании производятся расчеты с кредиторами, которые осуществляются в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. |