Теория "прописки"Подобные традиции имеют весьма древнюю историю. О них добрым словом отзывался философ-язычник Платон. Однако с приходом христианства отношение к жестоким обрядам инициации изменилось. Блаженный Августин называл их "дьявольскими". Император Юстиниан Великий (правил Византией) запретил учащимся практиковать подобные обряды. К 12 веку эта практика была объявлена вне закона по всей Европе, однако сохранилась, несмотря на гонения. Хэйзинг процветал практически во всех западноевропейских университетах и семинариях. Эту практику одобрял идеолог реформации Мартин Лютер, который считал, что шутовские испытания подготавливают юношей к тяготам взрослой жизни. Хэнк Нювер\Hank Nuwer, автор книги "Хэйзинг"\The Hazing Reader, отмечает, что в США в начале 20-го века руководители многих колледжей и университетов поддерживали хэйзинг, считая, что он позволяет юным студентам быстрее впитать корпоративный дух. Однако, если подобные церемонии заканчивались трагедиями, наставники молодежи быстро отказывались от своих прежних слов, пытаясь избежать ответственности. К примеру, в 1917 году в Нью-Йоркской Военной Академии один из курсантов потерял слух после церемонии хэйзинга - начальник Академии заявил, что юноша страдал болезнями уха еще до поступления. В 1924 году в школе Erasmus High School пострадали от тяжких ожогов две девушки: участницы церемонии хэйзинга написали на их теле маслом названия греческих букв и подожгли. Директор школы заявил, что это событие никоим образом не связано с возглавляемым им учебным заведением. Традиции хэйзинга в американских университетах видоизменялись со временем - шутки и забавы год от года становились все более жестокими и разнузданными. В США и Европе в этих забавах изначально принимали участие только представители сильного пола, однако с увеличением в вузах числа студенток, они тоже переняли эти традиции, причем хэйзинг в их исполнении зачастую принимал изуверские формы. В 1970-е годы при проведении подобных церемоний все чаще стали использовать алкоголь и наркотики. В конце 1990-х годов все большее значение приобрели насильственные и сексуальные обряды. Существует много теорий, объясняющих существование обычаев "прописки", дедовщины и хэйзинга. По подсчетам психолога Стивена Свита\Stephen Sweet, автора статьи "Понимая Хэйзинг": Understanding Fraternity Hazing: Insights from Symbolic Interactionist Theory, опубликованной в журнале Journal of College Student Development, таких гипотез, как минимум, 16. Насколько они справедливы сегодня, неизвестно. Мы приводим некоторые из них. Эволюционная психология. Наши предки выжили потому, что могли сформировать группы, связанные строгими обычаями и иерархиями. Так как человек является общественным существом, он обречен на повторение этого общества. Хэйзинг позволяет "узаконить" и "укрепить" связи внутри группы. Отсутствие внешних опасностей. Внутренний порядок цивилизации (или какой-то социальной группы) зависит от ответственности и дисциплины ее членов. Однако если внешние опасности исчезают, то уровень дисциплины снижается, и группа оказывается на пороге распада. Хэйзинг является способом, с помощью которого члены неформальных групп стремятся имитировать "внешнюю опасность", чтобы избежать краха системы. Получение ролей. Многочисленные исследования показывают, что люди часто стремятся играть роль палачей или жертв. Хэйзинг позволяет им реализовать подобное стремление на практике. Когнитивный диссонанс. У человека возникает состояние, характеризующееся столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок и пр. Человек стремится преодолеть когнитивный диссонанс путем изменения одного из противоречивых знаний и установления соответствия между знанием и поведенческими установками. Хэйзинг позволяет избавляться от подобных внутренних кризисов. Парадокс толпы. Люди участвуют в этих церемониях, даже понимая, что они противоречат нормам и правилам человеческого общежития. Однако одиночки попадают под влияние толпы. Мачизм. Хэйзинг позволяет многим молодым людям продемонстрировать свою мужественность и силу, так как в реальной жизни они лишены возможности преодолевать столь серьезные испытания или управлять другими людьми. Месть. Люди, которые становились жертвами хэйзинга, намного чаще унижают других. Результатом становится замкнутый круг насилия. Новая реальность. Люди стремятся внести в мир свои, оригинальные символы, обычаи и обряды - хэйзинг позволяет это сделать. Право прохода. Эти обычаи являются видоизмененной формой церемоний отмечания совершеннолетия. В человеческой культуре есть множество обычаев такого рода (первое причастие, дни рождения и пр.) - хэйзинг, вероятно, может считаться "зачатком" новой традиции или "остатком" старой. |