Главная страница --> Страховаие

Домашний адрес для регистрац .. | Наказание за нулевую отчетно .. | При предоплате чек ККМ можно .. | Недоказанное возмещение .. | Регистрация эмиссии ценных б .. |


Анализ правовой концепции режима коммерческой тайны

АКДИ "Экономика и жизнь" /

     Аналитический выпуск подготовили: Г.К. Сафаралиев, депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке; А.П. Бердашкевич, консультант аппарата Комитета Государственной Думы по образованию и науке.

     СОДЕРЖАНИЕ

     Введение
     Историческая справка
     Зарубежная практика
     Понятие тайны и виды "тайн" в России
     Услуги информационного характера
     Информация как элемент правовой деятельности
     Объекты интеллектуальной собственности в сфере производства
     Предложения и выводы
     Литература

     ВВЕДЕНИЕ

     Федеральный закон "О коммерческой тайне" был принят ГосударственнойДумой 22.01.99. Советом Федерации Федеральный закон был направленПрезиденту Российской Федерации без рассмотрения на пленарном заседании.Президент Российской Федерации 23 февраля 19.02.99 отклонил Федеральныйзакон "О коммерческой тайне" (N Пр-244 от 23.02.99). В качествеобоснования к наложению вето на введение в действие Федерального закона"О коммерческой тайне" Президент Российской Федерации высказал рядзамечаний и возражений по отношению к тексту и концепции закона.
     Президент Российской Федерации отметил, что вопросы, связанные сзащитой информации, имеющей ограниченный доступ, в том числе коммерческойтайны, в достаточной степени урегулированы Гражданским кодексом РФ(статьи 139, 727, 771 и 772) и другими законодательными актами РоссийскойФедерации. По мнению Президента Российской Федерации, включение вФедеральный закон положений, связанных с осуществлением всего комплексаправ в отношении информации, составляющей коммерческую тайну, являетсяизлишним. Статья 139 Гражданского кодекса Российской Федерацииустанавливает, что законодательно могут быть решены только вопросыопределения перечня сведений, которые заведомо не могут составлятькоммерческую тайну, а также вопросы защиты коммерческой тайны, в связи счем подход законодателя в рассматриваемом Федеральном законе, какуказывает Президент Российской Федерации, неправомерен. ПрезидентуРоссийской Федерации представляется также неправомерным и несоответствующим законодательству Российской Федерации разделение вФедеральном законе всей информации, составляющей коммерческую тайну, насобственно такую информацию и "ноу-хау" с установлением в отношениипоследнего специального правового режима. Предлагаемое в законе "Окоммерческой тайне" определение "ноу-хау" не соответствует установленномув статье 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, асодержащееся в тексте закона определение информации, составляющейкоммерческую тайну, не соответствует определению, данному в статье 139Гражданского кодекса Российской Федерации.
     По мнению Президента Российской Федерации, Федеральный закон имеетряд иных существенных недостатков, свидетельствующих о необходимостипересмотра его концептуальных положений и детальной доработки. Вчастности, закон не содержит достаточно продуманной концепции правовогорегулирования отношений, связанных с охраной информации, составляющейкоммерческую тайну, кроме того, отдельные его положения противоречатГражданскому кодексу Российской Федерации и иным законодательным актамРоссийской Федерации.
     Практические нужды заставляют вернуться к работе надзаконодательством о коммерческой тайне. Поэтому необходимо вновьрассмотреть различные подходы к правовому режиму коммерческой тайны сучетом приобретенного опыта государственного регулирования.
     Данная работа посвящена проблеме анализа различных подходов кнормативному регулированию и описанию различных способов и методовреализации правового режима коммерческой тайны в законодательствеРоссийской Федерации.
     Предметом правового регулирования в режиме коммерческой тайныявляется некоторый набор сведений. Объектом регулирования и правовойохраны являются интересы собственника или обладателя указанного наборасведений. Процедуру доступа к сведениям устанавливает собственник илиобладатель. Цель законодательного регулирования режима коммерческой тайнысостоит в том, чтобы защитить право обладателя данного набора сведений наиндивидуализацию способа использования последних. Содержание режимакоммерческой тайны можно представить как право обладателя информации назащиту от постороннего вмешательства в ее использование. По юридическойпринадлежности режим коммерческой тайны можно отнести к категориигражданских прав и уподобить праву на защиту личной свободы и праву наневмешательство в творческую деятельность и частную жизнь гражданина.
     Режим коммерческой тайны допускает правовое регулирование порядкадоступа к данному набору сведений и порядка использования данного наборасведений. Можно выделить несколько ведущих направлений разработкирегулирования правового режима по отношению к предмету коммерческойтайны: защиту от несанкционированного доступа; защиту от неправомерногоиспользования: ответственность за несанкционированный доступ иответственность за неправомерное использование. Заметим, что"несанкционированный доступ" не всегда порождает "неправомерноеиспользование", и наоборот, "неправомерное использование" не естьобязательное следствие "несанкционированного доступа".
     Необходимо учесть, что формирование перечня и содержания сведений,подпадающих под правовое регулирование в режиме коммерческой тайны, немогут быть в полном ведении собственника или обладателя сведений. Закондолжен установить перечень сведений, по отношению к которым режимкоммерческой тайны неправомерен. Поэтому к наиболее важным концептуальнымположениям законодательства о коммерческой тайне могут быть отнесеныпорядок формирования или условия создания перечня сведений, не могущихсоставлять коммерческую тайну, а также установление меры ответственностиза неправомерное расширение означенного перечня либо неправомерноеисключение из означенного перечня и, соответственно, разглашениекоммерческой тайны. Правоведы и юристы не пришли к единому мнениюотносительно перечня сведений и ответственности, связанных с правовымрегулированием сведений, могущих быть отнесенными к коммерческойтайне. Действующими нормативными правовыми актами указанный переченьсведений к настоящему времени не определен. Значит, о субъектахправа законодательной инициативы и о представителях органовгосударственной власти тоже можно сказать, что ими не выработан единыйподход в обсуждаемой проблеме. Например, большинство замечаний кразрабатывавшимся вариантам законопроектов о коммерческой тайне былисделаны к положениям, касавшимся перечня сведений, не подлежащих охране врежиме коммерческой тайны. При этом субъекты права законодательнойинициативы, направившие свои предложения к законопроекту о коммерческойтайне, не были единодушны. Наличествует заметный интерес к теме ,обильны публикации по данной проблеме , , но так и не сложилосьобщепринятой точки зрения на указанные объекты.
     При создании правовых конструкций для текста федеральногозаконодательства о коммерческой тайне следует учитывать, что как самнабор сведений, входящих в состав "коммерческой тайны", так и режимдоступа к последнему устанавливает физическое лицо, организация иливедомство. Следовательно, федеральное законодательство, гарантируязащиту, не должно неправомерно ограничивать право владельцев информациина устанавливаемый ими способ обращения с последней.
     Данная работа имеет целью анализ концептуальных положений правовогорегулирования и обращения со сведениями, отнесенными к коммерческойтайне.
     В данной работе будет обсуждена правовая природа понятия"коммерческая тайна". Понятие "коммерческая тайна", как объект правовогорегулирования имеет своим юридическим основанием время, место, виддеятельности и иные обстоятельства. Другими словами, правоваяквалификация информации, представляемой как объект правовогорегулирования и обозначаемый как "коммерческая тайна", может меняться вразличных обстоятельствах. Нормативное регулирование правоотношений врежиме коммерческой тайны не абсолютно по отношению к субъектудеятельности, профессиональной принадлежности и обычаям делового оборота.Например, одна и та же по форме представления информация одновременноможет являться коммерческой тайной для предпринимателя, банковской тайнойдля банка , биржевой тайной , для акционеров, служебной тайной дляналоговых инспекторов , и следственной тайной дляправоохранительных органов. Заметим, что принципы правового регулированиявнутри указанных отраслей права различны.
     Ответственность и объем компенсации за разглашение сведений,представляющих коммерческую тайну, в большинстве случаев связаны супущенной выгодой или с оценкой морального вреда. Поэтому мерывоздействия за нарушение коммерческой тайны чаще всего относятся кобласти административного права, но допускают и уголовнуюответственность.
     Руководствуясь сказанным выше, можно предположить, что предметправового регулирования, обозначаемый термином "коммерческая тайна",многозначен в своих проявлениях. Рассматриваемая в качестве объектаправового регулирования, "коммерческая тайна" может быть представлена какмногофункциональная правовая конструкция, находящая свое проявление вразличных отраслях права. Поэтому необходимо использовать такую правовуюидеологию при разработке концепции законодательства о коммерческой тайне,которая бы учитывала обозначенные свойства и особенности правоотношений.
     Данная работа имеет целью анализ подходов к выработке концепциизаконодательного регулирования предмета и объекта деятельности, каккоммерческая тайна.

     ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

     Правителями государств в различные эпохи создавались специальныезаконы, защищавшие интересы производителей, их хозяев и государств отвозможной утечки секретов. Например, в Древнем Риме был принят закон,предусматривавший наказание в виде штрафа (который был равен удвоеннойвеличине причиненных убытков) за принуждение чужих рабов к выдаче тайнсвоего хозяина. В античном мире родилась идея вести торговые книги, тайнакоторых являлась разновидностью коммерческой тайны. Промышленники,торговцы и банкиры обязаны были вести названные книги, отражавшие ихдеятельность и материальное положение. Ведение таких книг гарантировалозащиту тайны на законном основании. Данные торговых книг могли бытьсообщены только для целей правосудия, по фискальным соображениям (дляуточнения налогов), по делам о наследовании имущества, в случаяхпрекращения существования товарищества или наступления банкротства.
     В мировой практике законодательного регулирования коммерчески ценнойинформации употреблялись различные термины, обозначавшие суть данногопонятия и использовавшие ключевое слово "тайна". Под промысловой тайнойпонимались индивидуальные особенности производства и купеческиорганизованного предприятия, включавшие сведения, составлявшиепромышленную, фабричную или торговую тайну. Производственнойтайной считалось привнесение чего-либо нового в процесс создания благ.Под фабричной тайной понимался не только предмет патента, который первымиввели Англия, Франция и Германия, но и любая особенность производства(речь идет о современном понятии "ноу-хау"). Торговую тайнусоставляли элементы индивидуальности, например, знание мест закупкитоваров, списки покупателей и иное. Коммерческая тайна включалаособенности коммерческой деятельности предприятия. Тайной становилисьлюбые сведения, представлявшие для собственника коммерческую ценность всовременном понимании.
     В законах Российской империи имелись нормы, предусматривавшие охрануфабричного секрета, торговой тайны и тайны кредитных установлений,которые являлись средством закрепления определенного положенияпредприятия в ряду конкурентов, удержания благоприятного сбыта. Режимпромысловой тайны основан на принципе свободы конкуренции как насоревновании сил, способностей и труда каждого конкурента, но не наиспользовании работы соперника, потому что в противном случае речь идет онедобросовестной конкуренции. Чтобы не допустить разглашения промысловойтайны, предусматривалось правовое воздействие предохранительного(недопущение посторонних к торговым книгам, запрещение служащим оглашатьизвестные им тайны предприятия и иное) и восстановительного характера(применение уголовных наказаний или взыскание убытков по гражданскимискам).
     Налаженная в правовом отношении система защиты производственной икоммерческой тайны царской России и обеспечивавшие ее законы былиотменены в ноябре 1917 года в связи с принятием Советской властью Декретао рабочем контроле. Однако новая власть весьма быстро осознала, чтопредприятие должно иметь право на защиту информации, обладающейэкономической ценностью. На первых порах защите подлежали толькосведения, касающиеся разработок и производства военного характера. В 1926году ВЦИК утвердил перечень секретов, который позволял предприятиямзащищать производственную и коммерческую тайну. В СССР отношение ккоммерческой тайне на государственном уровне длительное время былонегативным и основывалось на представлении о ней как об инструментекапиталистических фирм, используемом для утаивания части прибыли отналогообложения и иных правонарушений.
     Правовая природа коммерческой тайны такова, что последняя можетсуществовать в различных формах. Впервые о коммерческой тайне иправе на ее защиту упоминалось в статье 33 Закона СССР "О предприятиях вСССР" и в статье 28 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательскойдеятельности". Вопросы защиты коммерческой тайны нашли отражение встатьях 10 и 15 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках". В мае 1991 года былиприняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, встатье 151 которых устанавливался порядок правовой охраны секретовпроизводства, действующий в настоящее время и регулирующий защиту"ноу-хау".
     Нормы действующего законодательства имеют в основном декларативный иотсылочный характер. Согласно пункту 3 статьи 184 Гражданского кодексаРоссийской Федерации, коммерческий представитель после исполненияпоручения обязан хранить в тайне ставшие ему известными сведения оторговых сделках. При этом не указывается срок, в течение которогодействует это ограничение, не определяется и ответственность лица,нарушившего данный запрет. Еще одна норма (пункт 2 статьи 67 Гражданскогокодекса Российской Федерации) обязывает участников хозяйственноготоварищества (общества) не разглашать конфиденциальную информацию о егодеятельности. С учетом основной задачи коммерческой организации(получение прибыли) уместнее говорить о коммерческой тайне. Подобныхпримеров можно привести множество.
     Особое значение для регулирования охраны коммерческой тайны имеетст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой к объектамгражданских прав впервые отнесена информация. В статье 139 Гражданскогокодекса Российской Федерации определены признаки коммерческой тайны какособого объекта гражданских прав, а также основания и формы ее защиты. Встатье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации не проводятсяразличия между коммерческой и служебной тайнами, хотя правовая природасоответствующих видов информации различна. Это вызывает проблемы приопределении понятий названных видов информации и их правовой защите.
     В статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации информацияподразделяется на служебную и коммерческую. Речь идет о действительнойили потенциальной коммерческой ценности сведений, которые не известнытретьим лицам. В силу их неизвестности владелец получает преимущества впроизводстве и реализации товаров на рынке. Многие решения,квалифицируемые как "ноу-хау", являются патентоспособными, но официальноне регистрируются, чтобы скрыть суть разработки от конкурентов. Вмировой практике такие новшества защищаются институтом коммерческойтайны. Что касается, принятия мер к ее охране, то механизмреализации ограничения доступа к информации на законодательном уровне неурегулирован. Это осложняет ее охрану органами государственнойвласти. Законодательством определена система взаимоотношений междупредприятием любой формы собственности и государственными органами, осуществляющими контроль за его деятельностью, но механизм этихотношений противоречив , особенно в части ответственностидолжностных лиц за ущерб, причиненный предприятию вследствие незаконногоиспользования сведений, составляющих коммерческую тайну и полученных входе проведения проверок или ревизий. Из всех государственных органовтолько Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации и егоорганы на местах несут в соответствии с законом ответственность заразглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия.Остальные отвечают за ущерб в целом, без уточнения конкретных наказуемыхдействий. Существуют проблемы и в части определения действий, нарушающихправо предприятия на коммерческую тайну, установления ответственности законкретные действия либо бездействие юридических и физических лиц ипорядка возмещения ущерба. Состояние законодательства по отношениюк регулированию коммерчески ценной информации предопределяетнеобходимость его развития и совершенствования.

     ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА

     В отличие от начинающей складываться в России практики заключениятрудовых договоров (контрактов), учитывающих условия неразглашения рядасведений, зарубежное законодательство имеет более продолжительнуюисторию, а значит, и ряд значительных преимуществ. В большинствезарубежных стран в настоящее время отсутствует единый нормативныйобщегосударственный акт, определяющий понятие "коммерческая тайна" ираскрывающий соответствующий механизм правового регулирования. Исключениесоставляют, пожалуй, только США. Правовые нормы, касающиеся регулированиякоммерческой тайны, содержатся в различных нормативных актах, например, вуголовном кодексе, законах о недобросовестной конкуренции, о свободедоступа к информации.
     В Чехии и Югославии коммерческая тайна отнесена к сведениям,составляющим хозяйственную или деловую тайну. В законодательстве ФРГ подпонятие "коммерческая тайна" подпадает любая информация, связанная сдеятельностью фирмы, которая, по мнению ее владельца, должна храниться втайне. Более определенно этот вопрос решен в Финляндии. Тайной тампризнаются сведения, которые при получении конкурентом могутсодействовать его успеху или причинить ущерб фирме. Сущность понятиякоммерческой тайны наиболее четко сформулирована в американском Законе окоммерческой тайне 1979 года: коммерческой тайной является информация(включая состав, формулу, комбинацию, программу, приспособление, метод,технику или процесс), имеющая экономическую стоимость, поскольку она неявляется общеизвестной или доступной лицам. могущим использовать ее вкоммерческих целях, и являющаяся объектом разумных усилий по защите.
     В отдельных странах законодательно определены сведения, которые немогут являться коммерческой тайной: научные теории, математические методыи иное. Зарубежная фирма, совершив определенные действия, обеспечиваетсебя соответствующими доказательствами, имеющими юридическую силу.Например, практика защиты коммерческой тайны в США предусматриваетзаключение соглашения о сохранении коммерческой тайны, подписываемого входе оформления на работу, а также проведение специальной разъяснительнойработы, которая также регламентирована соответствующими документами.Поступающему на работу может быть предложено написать заявление,касающееся посторонней частной информации, которую он получил по меступредыдущей работы. Практически речь идет о своего родапредупредительной работе, которая проводится в конкретной фирме инаправлена на сохранение ее высокой репутации в деловом мире. Нанимающийся на работу сообщает, как правило, что он обязан сохранять втайне секреты, полученные им по прежнему месту работы и срок сохранениятакой информации в тайне, а также информирует нового работодателя о том,что эту информацию он не вправе раскрывать и использовать по новому местуработы. Практика защиты коммерческой тайны в США предусматриваетнаписание заявления увольняющегося служащего, где он фактически ставитфирму в известность относительно взятых им на себя обязательств осохранении коммерческой тайны. В заявлении служащий сообщает, чтообязательства по сохранению коммерческой тайны им выполнены и что впроцессе своей работы он не участвовал в какой-либо деятельности,составляющей конкуренцию или противоречащей его обязательствам какслужащего. Руководитель организации, откуда уволился работник, можетпоставить в известность нового работодателя в отношении информированностио коммерческой тайне организации принятого на службу работника. Крометого, обычно руководитель организации письменно напоминает уволившемусяслужащему об обязательствах по сохранению коммерческой тайны, что былиподписаны им при приеме на работу.
     В соответствии со статьей 10 ("Секретность") трудового соглашениямежду фирмой и работником, применяемого в Германии, сотрудник обязуетсясохранить в тайне все ставшие ему известными в рамках его служебнойдеятельности производственные дела, в особенности деловые секреты.Обязательство неразглашения действует и после прекращения трудовыхотношений. Практика защиты коммерческой тайны в Германии выработаласходную с практикой США методику, в соответствии с которой администрацияработодателя предлагает работнику подписать дополнение к трудовомусоглашению, где детализируются основные моменты, связанные с охраной правобладателя коммерческой тайны, и обязательства работника на случайувольнения. Сотрудник обязуется по увольнении возвратить находившуюся унего в связи с его деятельностью документацию работодателю. Он не имеетправа предъявлять какие-либо претензии на сохранение подобнойдокументации у себя. Подобное соглашение в одном документе содержитусловия, которые защищают работодателя от возможных убытков ,связанных с разглашением коммерческой тайны работником. Приведенныепримеры условий трудовых соглашений о сохранении информации, составляющейкоммерческую тайну, фактически отражают состояние правовойурегулированности отношений, возникающих в связи с использованиеминформации, составляющей коммерческую тайну.
     В США имеет место некоторое усложнение как порядка оформлениятрудовых отношений, так и их прекращения. В основе такого подхода лежатсложившиеся правила деловых обычаев и обыкновений, без которых,невозможно нормальное функционирование экономических отношений.
     Высокая степень разработанности и подробная детализациязаконодательства позволяют осуществлять правовое регулирование трудовыхотношений) предметом которых является информация, составляющаякоммерческую тайну, без каких-либо дополнительных действий, направленныхна усиление правовой защищенности как обладателя коммерческой тайны, таки иного хозяйствующего субъекта. В качестве примера правовогорегулирования защиты конфиденциальной информации и, в частности,коммерческой тайны можно привести следующие законодательные актыГермании: Германское торговое уложение, Акционерный закон, Закон обобществах с ограниченной ответственностью, Закон о производственных ихозяйственных кооперативах.
     Правовое регулирование трудовых отношений, предметом которыхявляется информация, составляющая коммерческую тайну, в Россиихарактеризуется недостаточной степенью разработанности законодательства вцелом и отсутствием каких-либо норм в трудовом законодательстве вчастности.

     ПОНЯТИЕ ТАЙНЫ И ВИДЫ "ТАЙН" В РОССИИ

     В правовой обиход введены различные представления о тайне.Наряду с государственной, служебной , врачебной, коммерческой ииными вводится представление об адвокатской тайне, биржевой тайне, банковской тайне , налоговой тайне, тайне вкладаи тайне договора , тайне телефонных переговоров и множестваиных видов тайн.
     Учитывая то, что в законодательстве часто встречается слово "тайна",следует уяснить его содержание и соотношение с термином "конфиденциальнаяинформация". Закон, употребляя термин "тайна", часто не раскрывает егосодержание. В русском языке "тайна" традиционно означает "все сокрытое,неизвестное, неведомое", а также "нечто скрытно хранимое, что скрывают откого-либо". Таким образом, "тайна" имеет два смысловых значения: нечтоабсолютно неизвестное всем и нечто относительно неизвестное длякакого-либо круга лиц. Очевидно, что уголовно-правовой смысл имеет тольковторое значение.
     В. Даль толковал слово "тайна" как все сокрытое, неизвестное,неведомое или нечто скрываемое, секретное, не оглашаемое. Термин"нарушение целостности и конфиденциальности" широко используется вспециальной литературе, когда рассматривается проблема безопасностиинформационных систем, базирующихся на применении информационной техники.Под конфиденциальностью же понимается предотвращение возможностииспользования информации лицами, которые не имеют к ней отношения.Появление в законодательстве об информации термина "конфиденциальность"наряду с термином "тайна", по-видимому, оправдано. Слово"конфиденциальный" происходит от латинского слова "confidentia (доверие)"и означает "доверительный, не подлежащий огласке". Сравнивая смыслназванных терминов, можно увидеть, что они, в принципе, обозначают одно ито же.
     Тайна есть информация. В соответствии со статьей 2 Федеральногозакона "Об информации, информатизации и защите информации" подинформацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,явлениях и процессах независимо от формы их представления. Сведениядолжны быть известны или доверены узкому кругу лиц. При этом основаниемизвестности сведений тому или иному лицу может быть профессиональная илислужебная деятельность последних, семейно-брачные отношения и иное. Общимдля всех видов конфиденциальных сведений является факт, что свободныйдоступ к ним ограничен в силу предписаний федерального законодательства.Нарушение неприкосновенности охраняемой законом тайны влечет юридическую(в том числе и уголовную) ответственность. На лицах, которым доверенатакая информация, лежит правовая обязанность не нарушать ееконфиденциальность.
     В уголовном праве тайну можно определить как сведения (информацию),доступ к которым ограничен в соответствии с положениями федеральногозаконодательства и за несанкционированное нарушение конфиденциальностикоторых установлена уголовная ответственность.
     Сведения (информация), составляющие ту или иную тайну, являютсяпредметами права. Обычно предмет права есть вещь материального мира,имеющая определенные физические характеристики. Такими характеристикамиможет обладать носитель информации, но не сама информация. В Федеральномзаконе "Об информации, информатизации и защите информации" подинформацией понимаются в том числе нематериализованные сведения о лицах,предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, отраженные в образах,в том числе и вербальных. Действующее законодательство не вполнеопределяет юридическое существо тайны. По отношению к государственнойтайне закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесениемсведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиваниеми защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.Юридически значимая тайна лежит в основе возникающих определенныхотношений. Сведения или информация, составляющие тайну, должнырасцениваться как объект правоотношений, реализующийся и существующий вформе общественного отношения по его защите или использованию. Характеробщественных отношений должен лежать в основе видовой классификациитайны. Личная тайна связана с обеспечением конституционных и иных правличности. Право человека на тайну личной жизни как абсолютное правовоеблаго определено в Конституции Российской Федерации и Международномстандарте ООН в области защиты прав и свобод человека (статья 17Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря1966 года) и отражено в составах Уголовного кодекса Российской Федерации.Можно говорить о разновидностях личной тайны как объекта охраны: частнойжизни: личной переписки; телефонных переговоров; почтовых, телеграфных ииных сообщений. Тайна усыновления связана с интересами охраны семейнойжизни. Ответственность за ее разглашение могут нести лица, которыеобязаны хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну(судьи, работники местных администраций, органов опеки и попечительства ипрочие лица, указанные в части 1 статьи 139 Семейного кодекса РоссийскойФедерации), а также все другие лица, если установлены их корыстные илииные низменные побуждения при разглашении этой тайны без согласия обоихусыновителей.
     Коммерческая (в том числе банковская) тайна связана с интересамиобеспечения законной предпринимательской деятельности (часть 1 статьи 2Гражданского кодекса Российской Федерации). Содержание банковской тайныопределено в статье 856 Гражданского кодекса Российской Федерации. В тоже время нормативные акты регламентируют перечень сведений, которые немогут составлять коммерческую (банковскую) тайну (информация обучредительных документах, регистрационном удостоверении, лицензии,патенте, о платежеспособности, об уплате налогов и обязательных платежейи иное).
     Уголовная ответственность за нарушение коммерческой и банковскойтайны наступает при собирании сведений, составляющих коммерческую илибанковскую тайну, в целях разглашения либо незаконного использования этихсведений, а также при незаконном разглашении или использовании сведений,составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия ихвладельца.
     Государственная тайна как вид тайны неоднократно указывается встатьях Уголовного кодекса Российской Федерации и имеет непосредственноеуголовно-правовое значение, связанное с обеспечением внешней безопасностигосударства и государственной безопасности в целом. Государственную тайнуРоссийской Федерации составляют защищаемые государством сведения вобласти его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности,распространение которых может нанести ущерб безопасности РоссийскойФедерации. На основе сохранения неприкосновенности государственной тайныобеспечивается не просто "государственная безопасность" в широкомпонимании, а внешняя безопасность государства. Государственная тайна вуголовно-правовом отношении находится в основе комплекса двух интересовуголовно-правовой охраны: внешней безопасности государства и безопасностигосударства как таковой. Перечень сведений, отнесенных к государственнойтайне, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995года.
     Должностная служебная тайна связана с интересами государственнойслужбы и службы в органах местного самоуправления и носит опосредованныйхарактер, так как прямое указание в статьях главе 30 Уголовного кодексаРоссийской Федерации на пределы охраны должностной тайны отсутствует.Федеральное законодательство связывает доступ к профессиональнымсведениям закрытого характера с должностным статусом лица, которому этисведения стали известны по службе. Поэтому при нарушениинеприкосновенности этой секретной информации страдают интересы службы.Федеральное законодательство прямо указывает на противоправностьнарушения конфиденциальности сведений и неправомерности действий,совершенных; судьями в отношении тайны совещания при постановленииприговора по уголовному делу, должностными лицами Банка России вотношении сведений, составляющих банковскую тайну; должностными лицаминалоговой инспекции в отношении сведений о вкладах граждан и организаций.Служебная тайна связана с интересами службы в коммерческих и иныхорганизациях. Содержание сведений, составляющих служебную тайну, вомногом совпадает с содержанием должностной служебной тайны.
     Следственная тайна связана с интересами законного производствапредварительного расследования по уголовным делам (статья 310 Уголовногокодекса Российской Федерации "Разглашение данных предварительногорасследования"). В силу части 1 статьи 139 УПК РСФСР сведения о ходепредварительного расследования могут быть преданы гласности только сразрешения прокурора, следователя или лица, производящего дознание. Взаконе отсутствует перечень сведений, составляющих следственную тайну.Это означает, что прокурор, следователь или лицо, производящее дознание,могут по своему усмотрению устанавливать, какая информация опредварительном расследовании может быть специально охраняемой.
     Свидетельская тайна как объект уголовно-правовой охраны воплощаетсяв институте свидетельского иммунитета от уголовной ответственности засовершение ряда преступлений против правосудия и основывается насемейно-брачных отношениях либо профессиональных (должностных)обязанностях. Свидетельский иммунитет как особый порядок наступленияуголовной ответственности для определенного круга лиц при совершении иминекоторых преступлений против правосудия основан на обладании правом насвидетельскую тайну. Свидетельская тайна является по существу специальнойразновидностью тайны и приобретает самостоятельное уголовно-правовоезначение. Разновидность свидетельской тайны связана с интересами охранысведений, составляющих служебную и должностную тайны в силу исполнениялицом профессиональных обязанностей. Защитнику принадлежит право отказаот дачи показаний об обстоятельствах, ставших известными в процессеоказания юридической помощи; священнослужитель обладает правом отказа отдачи показаний по обстоятельствам, ставшим известными ему из исповеди. Вфедеральном законодательстве существуют прямые указания на возможностьотказа от дачи свидетельских показаний лицами, обладающими:государственной (статья 4 "О государственной тайне"), нотариальной(статья 5 Основ законодательства Российской Федерации "О нотариате"),врачебной (статьи 35 и 61 Основ законодательства Российской Федерации "Обохране здоровья граждан") и иные.
     Тайна безопасности участников правосудия составляет отдельныйправовой режим. Социальная обусловленность уголовно-правовой охраныданной информации не вызывает сомнений. Система мер государственнойзащиты жизни, здоровья, имущества указанных лиц определена в Федеральномзаконе "О государственной защите судей, должностных лицправоохранительных и контролирующих органов". Тайна безопасностисубъектов порядка управления является основанием обеспечения безопасностисубъектов порядка управления, должностных лиц правоохранительных иконтролирующих органов. Содержание сведений, составляющих данную тайну,совпадает с содержанием закрытой информации, составляющей тайнубезопасности участников правосудия.
     Обязательство о неразглашении информации может быть оформлено какзаписью непосредственно в тексте трудового договора (контракта), так и ввиде отдельного документа, являющегося приложением к трудовому договору(контракту). Форма и содержание соответствующего раздела трудовогодоговора (контракта) или отдельного приложения к нему в части, касающейсясохранения информации, составляющей коммерческую тайну, имеют большоезначение. В случае разглашения работником информации, составляющейкоммерческую тайну, эти документы составят юридическую основу дляпривлечения такого работника к ответственности и взыскания причиненногоущерба.
     Вариант оформления обязательства о неразглашении коммерческой тайныв виде отдельного документа следует признать более предпочтительным. Невсе работники организации допускаются к коммерческой тайне. Поэтомубольшинство из них будет свободно от обязательств по ее сохранности, еслиэто обязательство является элементом должностной инструкции. Во-вторых, вслучае снятия грифа "коммерческая тайна" с такого рода информацииобязательство не только утрачивает юридическую силу, но и может быть безособых сложностей аннулировано. Кроме того, прекращение указанногообязательства не влечет за собой необходимости вносить какие-либо отметкинепосредственно в трудовой договор (контракт), что позволяет говорить отаком немаловажном факте, как относительная простота юридическогооформления принятия соответствующего обязательства и его прекращения.
     Одним из наиболее часто цитируемых нормативных правовых актовявляется Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года N 35 "Оперечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну"
     В документе сказано, что "Правительство РСФСР постановляет:
     1. Установить, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателяне могут составлять:
      учредительные документы (решение о создании предприятия илидоговор учредителей) и Устав;
      документы, дающие право заниматься предпринимательскойдеятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
      сведения по установленным формам отчетности офинансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые дляпроверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательныхплатежей в государственную бюджетную систему РСФСР;
      документы о платежеспособности;
      сведения о численности, составе работающих, их заработной плате иусловиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
      документы об уплате налогов и обязательных платежах:
      сведения о загрязнении окружающей среды, нарушенииантимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда,реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также другихнарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этомущерба;
      сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах,малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях идругих организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
     2. Запретить государственным и муниципальным предприятиям до и впроцессе их приватизации относить к коммерческой тайне данные:
      о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;
      о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) другихпредприятий, в процентные облигации и займы) в уставные фонды совместныхпредприятий;
      о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия,вытекающих из законодательства РСФСР и заключенных им договоров;
      о договорах с кооперативами, иными негосударственнымипредприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а такжеотдельными гражданами.
     3. Предприятия и лица, занимающиеся предпринимательскойдеятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятийобязаны представлять сведения, перечисленные в пунктах 1 и 2 настоящегоПостановления, по требованию органов власти, управления, контролирующих иправоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это правов соответствии с законодательством РСФСР, а также трудового коллективапредприятия.
     4. Действие настоящего Постановления не распространяется насведения, относимые в соответствии с международными договорами ккоммерческой тайне, а также на сведения о деятельности предприятия,которые в соответствии с действующим законодательством составляютгосударственную тайну"
     В настоящее время законодательством Российской Федерации неустановлен закрытый перечень сведений, которые не могут являтьсякоммерческой тайной. Например, Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 13 октября 1999 года N 1156 "Об утверждении порядкаобразования и использования внебюджетных фондов федеральных органовисполнительной власти и коммерческих организаций для финансированиянаучных исследований и экспериментальных разработок" указано: "Информацияо движении средств внебюджетных фондов федеральных органов исполнительнойвласти и коммерческих организаций не может быть отнесена к информации,составляющей коммерческую тайну."
     Принципиальными новеллами для правового регулирования подрядаявляются статья 726 Гражданского кодекса Российской Федерации"Обязанность подрядчика передать информацию заказчику" и статья 727Гражданского кодекса "Конфиденциальность полученной сторонамиинформации". Первая из них устанавливает обязанность подрядчика передатьзаказчику вместе с результатом работ информацию, которая относится кэксплуатации или иной реализации предмета договора. Такое возможно в двухслучаях: если это предусмотрено договором либо если без такой информацииневозможно использовать результат работы для указанной в договоре цели.Последнее обстоятельство или отсутствие информации должен в случаевозникновения спора доказывать заказчик. Согласно статьям 726 и 727Гражданского кодекса Российской Федерации нарушение подрядчикомпредусмотренной в них обязанности дает заказчику право отказаться отприемки результата работ, а если по причине отсутствия, недостаточностиили недостоверности информации он понесет убытки (например, вследствиеслучившейся из-за этого аварии), потребовать от подрядчика возмещенияубытков. Подрядчик не вправе ссылаться на то, что в договоре нет условияоб обеспечении заказчика данной информацией.
     Специальные правила о конфиденциальности информации и вытекающей изэтого обязанности стороны, которая ее получила (не разглашать и непередавать третьим лицам без согласия другой стороны), относятся в равнойстепени и к заказчику, и к подрядчику. Служебная тайна, по аналогии скоммерческой, трактуется как информация, которая "имеет действительнуюили потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьимлицам, к ней нет свободного доступа на законном основания и обладательинформации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения,которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну,определяются законом и иными правовыми актами" (пункт 1 статьи 139Гражданского кодекса Российской Федерации). Лица, в том числе и самиработники, разгласившие информацию (коммерческую тайну), обязанывозместить потерпевшему убытки. Убытки возмещаются, исходя из смысластатьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, по правилам статей15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации. Содержанием трудовогодоговора (контракта) являются взаимные права и обязанности. Установлена иответственность сторон при исполнении должностных инструкций. Институт коммерческой тайны неизвестен трудовому законодательствуРоссийской Федерации. Представляется необходимым выяснить возможное иобоснованное место его в этой отрасли права. Для определения, ккакой группе условий трудового договора (контракта) следует отнестиусловие о неразглашении коммерческой тайны, <1> рассмотрим те из них,которые принято различать в качестве основных и дополнительных.
     К основным условиям трудового договора (контракта) относятсясоглашения сторон: - о работе по одной или нескольким специальностям(должностям) соответствующей квалификации; - о месте работы (предприятие,его структурное подразделение, их местонахождение); - о сроке действия ивиде трудового договора (контракта); - об условиях оплаты труда.
     Круг основных условий трудового договора (контракта), который неможет быть изменен сторонами, законодательно определен. К дополнительным(факультативным) относятся условия трудового договора (контракта),которые могут касаться любых иных вопросов труда, а такжесоциально-бытового обслуживания работника.
     В трудовом договоре (контракте), в рамках дополнительных(факультативных) условий законодатель предоставил сторонам возможностьсамим устанавливать необходимые критерии для решения вопросов, в которыхстороны заинтересованы. Дополнительные (факультативные) условия трудовогодоговора (контракта) являются тем юридически обоснованным кругомобязательств, в рамках которого и могут быть закреплены вопросы защитыинформации, составляющей коммерческую тайну работодателя (обладателяохраняемой законом информации). В обязанности работника может бытьвключено условие о неразглашении им коммерческой тайны, к которой онбудет допущен в силу его должностных обязанностей. Указанное условиеможет быть включено и в иные виды договоров, как договорпоручительства , договор коммерческого представительства ,агентский договор , договор поручения или доверенности, договоро рекламных услугах и иные информационные услуги.
     Формулирование условий должно опираться на предусмотренныйзаконодательством Российской Федерации перечень норм, посредством которыхосуществляется правовое регулирование защиты информации и, в частности,коммерческой тайны. Прежде всего здесь должен найти свое отражение смыслнорм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Федеральнымзаконом Российской Федерации "Об информации, информатизации и защитеинформации"; Гражданским кодексом Российской Федерации и постановлениемПравительства РСФСР от 5 декабря 1991 года N 35 "О перечне сведений,которые не могут составлять коммерческую тайну"; иными положениями озащите коммерческой тайны, предусмотренными уставом организации(работодателя). По своей юридической природе подобное условие в трудовомдоговоре (контракте) является логическим завершением юридическогооформления защиты информации, составляющей коммерческую тайну, на уровнехозяйствующего субъекта.
     В договор (контракт) работника, допускаемого к коммерческой тайнехозяйствующего субъекта (далее - организация), либо в приложение к немумогут быть включены следующие обязательства:
     - не разглашать составляющую коммерческую тайну организацииинформацию, которая будет ему доверена или станет известна по работе;
     - не передавать третьим лицам и не раскрывать публично информацию,составляющую коммерческую тайну организации, без согласия администрацииорганизации;
     - сохранять информацию, составляющую коммерческую тайну техорганизаций, с которыми имеются деловые отношения;
     - выполнять относящиеся к работнику требования приказов, инструкцийи положений по обеспечению сохранности коммерческой тайны организации;
     - не использовать информацию, составляющую коммерческую тайнуорганизации, для занятия другой деятельностью, которая в качествеконкурентного действия может нанести ущерб организации;
     - в случае попытки посторонних лиц получить от работника информацию,составляющую коммерческую тайну организации, незамедлительно известить обэтом соответствующее должностное лицо;
     - незамедлительно сообщать соответствующему должностному лицуорганизации об утрате или недостаче носителей информации, составляющейкоммерческую тайну, удостоверений, пропусков, ключей от режимныхпомещений, хранилищ, сейфов, личных печатей и о других фактах, которыемогут привести к разглашению коммерческой тайны организации, а также опричинах и условиях возможной утечки информации, составляющейкоммерческую тайну;
     - в случае увольнения все носители информации, составляющейкоммерческую тайну организации (документы, чертежи, рукописи, магнитныеленты, перфокарты, перфоленты, диски, дискеты, распечатки, кино- ифотоматериалы, изделия и др.), которые находились в распоряженииработника в связи с выполнением им служебных обязанностей во время работыв организации, передать соответствующему должностному лицу организации.
     Помимо указанных положений в трудовом договоре (контракте) можетбыть предусмотрено также ограничительное условие на случай увольненияработника, в соответствии с которым уволившийся работник обязан в течениеопределенного срока (два, три года) не разглашать и не использовать длясебя или других лиц информацию, составляющую коммерческую тайну. Здесь жеможет быть предусмотрено и положение, предупреждающее работника овозможном наступлении гражданской, административной, уголовной либо инойответственности в случае нарушения взятых работником обязательств.
     Работник под расписку должен быть предупрежден об ответственности занарушение этих положений (невыполнение взятых на себя обязательств).Кроме того, в трудовом договоре (контракте) либо его неотъемлемой части(обязательстве о неразглашении информации, составляющей коммерческуютайну) следует предусмотреть порядок ознакомления работника сдействующими в организации положениями и инструкциями по обеспечениюсохранности коммерческой тайны.
     Другой категорией субъектов коммерческой тайны являетсянепосредственно руководитель организации. В силу своих должностныхобязанностей и предоставленных ему собственником правомочий (если такойруководитель сам не является собственником организации, а значит, иобладателем коммерческой тайны) руководитель организации может бытьнаделен исключительными правами по организации защиты информации,составляющей коммерческую тайну (реализация нормы пункта 1 статьи 139Гражданского кодекса Российской Федерации). Руководитель обладает такжеособыми возможностями в части информированности об охраняемых закономкоммерческих секретах, в том числе и о коммерческой тайне руководимой иморганизации. На руководителя организации должны быть возложеныобязанности по обеспечению сохранности коммерческой тайны организации. Всвязи с этим в контракт, заключаемый с руководителем при его найме,назначении или избрании, целесообразно включить соответствующие положенияпо данному вопросу.
     При формулировании указанных положений нужно исходить из следующихкритериев:
     - необходимо обязать руководителя строго хранить коммерческую тайнуорганизации и не использовать ее для занятия любой другой деятельностью вущерб организации;
     - в контракте следует отметить, что руководитель организации несетперсональную ответственность за создание необходимых условий дляобеспечения сохранности коммерческой тайны организации;
     - руководитель организации, как и члены трудового коллектива, долженбыть предупрежден об ответственности за нарушения режима коммерческойтайны и о том, что последствиями этого могут стать расторжение контракта,а также наступление предусмотренной законом юридической ответственности.
     Министерство труда Российской Федерации постановлением от 14.07.93года N 135 утвердило Рекомендации по заключению трудового договора(контракта) в письменной форме. В соответствии с пунктом 12 Рекомендацийпри заключении трудового договора (контракта) не могут устанавливаться посоглашению сторон трудового договора (контракта) основания увольнения.Действующим законодательством не предусмотрено такое основаниеувольнения, как "разглашение коммерческой тайны".

     УСЛУГИ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

     Российское законодательство определяет доступность информационныхресурсов для субъектов научной деятельности. По отношению к праву наинформационный обмен требования закона "О науке и государственнойнаучно-технической политике" необходимо привести в соответствие сположениями Гражданского кодекса Российской Федерации. В главе 38Гражданского кодекса приведен особый перечень сведений, являющихсяконфиденциальными для участников договора на НИОКР. К наиболее"современным" недостатком законодательства можно отнести отсутствиеупоминания об электронных сетях и их роли в научно-техническоминформационном обмене. В настоящее время в сети Интернет зачастуюпомещаются не только сообщения, но и научные работы, информационныестранички и целые журналы. Правовой статус этих журналов не установлен.Не ясно, например, может ли диссертант в списке своих работ приводитьпубликации, распространенные им в электронных изданиях. Не установленправовой статус научных электронных изданий. Не решены многие иныевопросы, связанные с современными средствами представления ираспространения информации. В тексте статьи 2 закона "О конкуренции иограничении монополистической деятельности на товарных рынках" сказано:"2. Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные собъектами исключительных прав, за исключением случаев, когда соглашения,связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции".
     Статья 10 этого же закона "Формы недобросовестной конкуренции"указано, что не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальнойдеятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридическоголица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг: получение,использование, разглашение научно-технической, производственной илиторговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия еевладельца.
     Это единственное упоминание о науке в этом законе. В то же время,следует отметить, что сама научная деятельность по своей правовой природемонополистична. Авторское право, например, имеет своим истоком и являетсяпроявлением и порождением монополистичности научной деятельности. Научныйработник является монополистом нового научного знания. Если бы научнаядеятельность являлась предпринимательской, то было бы полезно сохранятьсвой монополизм. Но особенность научного монополизма такова, что саммонополист ее разрушает, сообщая человечеству полученные результаты. Если"научный монополист" этого не сделает, то научное сообществе ничего небудет знать о нем. Указанная особенность "научного монополизма"становится особенно значимой, когда заходит речь о государственнойполитике, о выборе между сосредоточенными, однонаправленными ипараллельными усилиями на одном направлении и распределением научных силпо разным направлениям. Для такой ситуации трудно предложить обоснованноелогическое решение. Здесь должна решать политическая воля. Кто-то долженвзять на себя личную ответственность за направление и способ развития.
     В Федеральном законе "Об участии в международном информационномобмене" указано:

     "Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

     1. Цели настоящего Федерального закона - создание условий дляэффективного участия России в международном информационном обмене врамках единого мирового информационного пространства, защита интересовРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальныхобразований при международном информационном обмене, защита интересов,прав и свобод физических и юридических лиц при международноминформационном обмене.
     2. Настоящий Федеральный закон не затрагивает отношений,регулируемых Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежныхправах".
     Международный обмен конфиденциальной информацией, массовойинформацией осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящимФедеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами. 20 февраля 1995 года вступил в силу Федеральный закон N24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Закон содержитследующее определение информации: информация - сведения о лицах,предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы ихпредставления.
     Никаких иных положений, сколь-нибудь близких к научной деятельности,законодательство об информации не содержит. Существует значительныйпробел в теоретической и практической разработке нормативных положенийзаконодательства о науке. Уже говорилось, что информационный обменявляется необходимой составляющей научной деятельности. Без обменаинформацией научная деятельность невозможна, как вид деятельности вюридическом смысле. Поэтому обмен научной информацией должен иметь особыйправовой режим и особую форму правового регулирования. В частности,правовой режим обязан предусматривать доступность научной информации, аформа правового регулирования должна осуществляться с учетом, например,норм авторского права.
     Для России маркетинг является сравнительно новым понятием. Оно вошлов нашу жизнь одновременно со вступлением страны на путь рыночнойэкономики. Маркетинг есть система мероприятий, направленных на изучениерынка с целью воздействовать на спрос для расширения сбыта товаров. Приопределении направлений исследования важно указать, что сбор и анализмаркетинговой информации не должны нарушать право потенциальныхконкурентов на коммерческую тайну и другие виды тайн, охраняемых законом.В противном случае, если задание заказчика предусматривает сбор сведений,защищаемых собственником, оно подпадает под признаки промышленногошпионажа.
     Использование заказчиком результатов маркетинговых исследованийпредполагает соблюдение сторонами условия конфиденциальности, котороестороны специально оговаривают в соглашении. Результаты маркетинговыхисследований являются собственностью заказчика, и исполнитель не вправеразглашать эти данные третьим лицам. Конфиденциальной является иинформация о том, кто являлся инициатором проведения данных исследований.В свою очередь, указчик может принять на себя обязательство не разглашатьтретьим лицам методику проведения исследований и другие неопубликованныеданные, которые, по мнению исполнителя, составляют секретную особенностьего деятельности (ноу-хау).
     Особо следует сказать об ответственности сторон. Она по общемуправилу наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнениеобязательств, принятых на себя исполнителем или заказчиком. Исполнительможет нести ответственность за то, что не провел исследования по темнаправлениям, которые были зафиксированы в договоре, не применил теметоды, использование которых было оговорено сторонами. Исполнитель неможет нести ответственность за результативность использования заказчикомполученной информации. Заказчик несет ответственность за своевременнуювыплату исполнителю вознаграждения в течение оговоренного сторонами срокапосле подписания акта сдачи-приема работы. В случае просрочки уплаты оннесет ответственность за неисполнение денежного обязательства.
     Договор вступает в силу и действует до урегулирования расчетов завыполненную работу. Каждая сторона вправе защищать свои интересы в судена основании норм действующего гражданского законодательства. Договор овыполнении маркетинговых работ, на первый взгляд, содержит определенныеэлементы договора подряда , поскольку речь идет о результатахмаркетинговых исследований, представляемых заказчику в видедокументированного отчета, но все же этот результат скорее охватываетсяпонятием интеллектуальной собственности. Ведь предметом взаимоотношенийсторон является коммерческая информация, охраняемая сторонами в режимекоммерческой тайны. Заказчик получает право на использование полученнойинформации, однако успех не гарантируется исполнителем. Независимо отвнедрения заказчиком результатов исследований последние представляют длянего полезную деятельность, одобренную им, хотя использование еерезультатов в коммерческой деятельности и не гарантирует ему успеха.
     Представляется, что договор о проведении маркетинговых работ следуетрассматривать как один из видов договора о возмездном оказании услуг,которому посвящена глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.Договор о проведении маркетинговых работ имеет двойственную правовуюприроду, поскольку объектами правового регулирования являются как услуги,так и коммерческая информация, охраняемая законом на правах коммерческойтайны.
     Важнейшей проблемой российского государства является формированиевысокоорганизованной, продуктивной и жизнеспособной информационной среды,представляющей собой совокупность информационных ресурсов,предназначенных для удовлетворения информационных потребностей личности,общества и государства. Потребители информации, управляющие торговлей какотраслью народного хозяйства и осуществляющие акты купли-продажи товаров(продавец, покупатель, посредник), заключают с соответствующимисубъектами, владеющими информацией, договоры о возмездном оказанииинформационных услуг. Обслуживание может состоять в поиске необходимойинформации, ее обработке, выдаче данных (документов), храненииинформации. При этом стороны руководствуются положениями главы 39Гражданского кодекса Российской Федерации. Стороны могут заключатьдоговоры о пользовании автоматизированными информационными системами,банками данных, компьютерными сетями. Отдельно могут быть оговореныусловия передачи информации на материальных носител



Похожие по содержанию материалы:
Сопоставление цены налоговой оптимизации: вопросы дифференциации налоговой, административной и уголо ..
Отдельные аспекты удовлетворения требований кредиторов ..
Отдельные аспекты удовлетворения требований кредиторов ..
Итоги 2001 года в органах регистрации ..
Домашний адрес для регистрации фирмы ..
Наказание за нулевую отчетность ..
При предоплате чек ККМ можно не выдавать ..
Недоказанное возмещение ..
Регистрация эмиссии ценных бумаг. ..


Похожие документы из сходных разделов


Абсурдные законы имеют реальные причины

В США существуют тысячи законов, действующих на уровне штата, графства или муниципалитета. Некоторые из них ныне кажутся нелепыми, однако появление подобных нормативных актов некогда было вызвано вполне серьезными причинами.

В штате Аризона запрещено охотиться на верблюдов.

читать далее


Без суда и следствия. Банкиры разберутся с РОСНО через Росстрахнадзор

Ассоциация региональных банков России (АРБ) обратилась в Федеральную службу страхового надзора (ФССН) с жалобой на страховую компанию РОСНО. Банкиры обвиняют РОСНО в затягивании выплаты $2 млн Уральскому транспортному банку (УТБ). Впервые в истории страхового рынка конфликт между страховщиком и его клиентом решается не в суде, а через отраслевую ассо .. читать далее


На что можно рассчитывать, если ваш дом сносят
Вопрос, касающийся выселения москвичей из жилых помещений, является актуальным для многих жителей столицы. Связано это с тем, что к 2010 году в Москве намерены снести дома, которые уже устарели или находятся в аварийном состоянии.
 
Основанием для выселения являются постановления правительства Москвы:

- о капитальном ремонте жилых домов, если его проведение нев ..
читать далее