Поменяли местамиСтепень правовой защиты следователя Следователь является должностным лицом, уполномоченным осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Как это не парадоксально, наряду с этим следователь осуществляет и дознание (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Плохого в этом ничего нет, поскольку дознание — разновидность предварительного расследования, пусть лучше его произведет квалифицированный следователь, чем неквалифицированный дознаватель. Проблема в ином — зачем в государстве несколько друг друга дополняющих режимов предварительного расследования, если есть всего два вида соответствующих работников: следователь и дознаватель? Не проще ли все режимы расследования назвать предварительным следствием, что соответствовало бы их истинному содержанию, уточнив после этого предметную подследственность между сложившимися органами расследования? Формально статус следователя практически не изменился. Но это совсем не так — прокурор для него в повседневной работе больше не начальник! От произвола последнего следователь теперь хорошо прикрыт как своей собственной самостоятельностью, так и самостоятельностью своего непосредственного руководства. Тем не менее следователь совершенно не защищен законом от произвола руководителя органа предварительного расследования, более того, избранная следователем с согласия последнего мера пресечения не может быть отменена или изменена без согласия руководства. Незаконно лишенный свободы должен будет находиться под стражей, пока процессуальную ошибку за следователем не признает и его начальник. Самостоятельное руководство В силу ч. 2 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа при принятии к своему производству уголовного дела обладает всеми правами следователя (или руководителя следственной группы). Это означает, что руководитель следственного органа вправе принять к собственному производству все уголовные дела во вверенном ему следственном подразделении либо назначить себя по всем этим делам руководителем следственной группы и таким образом направлять ход расследования. Следовательно, процессуальной самостоятельностью в полном объеме этого понятия обладают только председатели СК прокуратуры РФ и председатели СК других ведомств. Все иные следователи — не более чем их бесправные помощники. Знакомство со структурой СК при прокуратуре РФ, порядком его деятельности и компетенцией его руководства позволяет утверждать, что начиная с 7 сентября 2007 года предварительное следствие в России осуществляется председателями следственных комитетов, подчиненными им руководителями следственных органов и подчиненных последним следователями. Дознаватель в тисках начальства 6 июня 2007 года ст. 5 УПК РФ была дополнена п. 17.1, согласно которому начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель. Теперь штатная структура дознания выглядит следующим образом. К органам дознания относятся органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; судебные приставы, командиры воинских частей, органы пожарного надзора (ч. 1 ст. 40 УПК РФ). Согласно ч. 2 ст. 40 УПК РФ органы дознания в форме дознания проводят предварительное расследование по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно. При обнаружении признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, органы дознания самостоятельно возбуждают уголовное дело и производят неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157 УПК РФ), то есть, по существу, выполняют функцию следователя. Проведение такого дознания возлагается на дознавателей. Процессуальный статус дознавателя туманен, поскольку по-прежнему не совсем ясно, сколько над ним начальников, кому из них и в каком порядке он должен подчиняться. В силу п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ дознаватель уполномочен самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение. Согласно ч. 4 этой же статьи указания прокурора и начальника органа дознания для дознавателя обязательны. Он лишь вправе их обжаловать. О полномочиях начальника подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям говорится в ст. 40.1 УПК РФ. Помимо всего прочего начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело, принять его к своему производству, а равно изъять его у дознавателя в свое производство и произвести по нему дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя. Как видим, над дознавателем как минимум три пирамиды руководителей, из которых надзирающий за ним прокурор (его заместитель), а равно все вышестоящие прокуроры обладают максимальными полномочиями. В данном случае дознаватель по существу помощник прокурора по уголовному преследованию. Вторая пирамида руководителей — это начальники органов дознания, например от начальника (заместителя) отдела милиции до министра внутренних дел России. Третья — вновь учрежденные начальники подразделений дознания. Естественно, что в подобных условиях говорить о реальной процессуальной самостоятельности дознавателя бессмысленно. |