Главная страница --> Страховаие

Конфискация судна по старому .. | Порядок ликвидации компаний .. | Вне закона .. | Банкротство: оздоровление би .. | Доказательства взаимозачета .. |


Сверим сроки по закону

АКДИ "Экономика и жизнь" /

Как защитить права налогоплательщика в случае ненадлежащего исполнения налоговиками своих обязанностей? Необходимо начать с контроля за соблюдением сроков обращения налогового органа в суд с заявлением о принудительном взыскании налога и пеней.

М. ВАСЬКОВА, ООО "Юридическая
контора "Традиция«

Требования запаздывали…

В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ исковое заявление о взыскании налога может быть подано в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Данный срок является пресекательным, его пропуск влечет отказ в удовлетворении заявления о взыскании налога и пеней (п. 12 постановления Пленума ВАС РФ N 5 от 28.02.2001).

В связи с тем что пресекательный срок для обращения в арбитражный суд исчисляется с момента окончания срока, установленного в требовании об уплате налога, важное значение имеет факт направления налогоплательщику этого требования.

Статья 70 НК РФ отводит налогоплательщику не более трех месяцев после наступления срока уплаты налога либо, если требование направляется по результатам налоговой проверки, десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. Однако на практике налоговые органы зачастую пропускают и сроки для направления требования, и срок для обращения в суд, а затем как ни в чем не бывало направляют налогоплательщику новое требование, в котором указывают срок для уплаты недоимки и пеней, с момента окончания которого исчисляют шестимесячный пресекательный срок для обращения в суд.


…Практика менялась

Судебная практика неоднократно менялась: сроки, установленные ст. 70 НК РФ сначала рассматривались как пресекательные, затем — как процедурные, и, следовательно, их нарушение не влекло отказа во взыскании налогов и пеней. Впоследствии стало формироваться мнение о том, что при обращении налогового органа в суд с заявлением о взыскании налогов и пеней должны совокупно учитываться: срок, установленный для направления требования, срок, установленный в требовании, и срок для подачи заявления.


…А порядок статичен

17 марта 2003 года Президиум ВАС РФ выпустил Информационное письмо N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ« (далее — Обзор).

Согласно выработанным рекомендациям (п. 6 Обзора) "пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней«.

Таким образом, вне зависимости от даты фактического направления требования срок для обращения налоговым органом в суд с заявлением о принудительном взыскании налогов и пеней исчисляется путем последовательного сложения:
* срока для направления требования об уплате налога, соответственно
— три месяца после наступления срока уплаты налога;
— десять дней с даты вынесения соответствующего решения, если требование направляется по результатам налоговой проверки;
* срока, установленного в требовании для исполнения обязанности по уплате налога. При этом, если направлялось несколько требований, в расчет должен приниматься срок, установленный в первом требовании, либо при наличии одного требования — в расчет принимается указанный в нем срок, независимо от времени фактического направления требования;
* шестимесячного срока для подачи заявления в суд о взыскании налогов и пеней.

При направлении налоговым органом требования об уплате налога по результатам камеральной проверки, проведенной с нарушением срока, установленного ст. 88 НК РФ, сам по себе факт его нарушения не влечет отказа в удовлетворении арбитражным судом заявления налогового органа о принудительном взыскании налогов и пеней (п. 9 Обзора). Заявление может быть удовлетворено в случае, если оно подано в арбитражный суд в пределах сроков, установленных в НК РФ, а именно:
— трехмесячного срока для проведения камеральной проверки, исчисляемого со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (ст. 88 НК РФ);
— десятидневного срока для направления требования по результатам проверки (ст. 70 НК РФ);
— шестимесячного срока для обращения в суд (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Выработанные рекомендации отвечают общей концепции НК РФ о четкой регламентации деятельности налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками.



источник: Клерк.Ру


Похожие по содержанию материалы:
Страховщики попали под Nissan. Дилеры требуют антимонопольного расследования ..
Временные отношения ..
Придется бухгалтеров обзывать консультантами ..
Типичные ошибки в учредительных документах хозяйственных обществ ..
Конфискация судна по старому и новому административному кодексу ..
Порядок ликвидации компаний ..
Вне закона ..
Банкротство: оздоровление бизнеса или продажа с молотка? ..
Доказательства взаимозачета ..
Чаи гонять - работу терять ..
Изменение и расторжение договора ..
Изменение и расторжение договора ..
Когда Пенсионный фонд может оштрафовать фирму ..


Похожие документы из сходных разделов


Нет основания – нет штрафа

– продукты питания в школах во время учебных занятий;

– продовольственные и непродовольственные товары с лотков;

– продукцию в пассажирских поездах;

– лекарства в сельских аптеках;

– продукты из цистерн или овощи в развал;

– приема от населения утильсырья;

– предметы религиозного культа, услуги по проведению религиозных обрядов и церемоний .. читать далее


Для налогоплательщиков законна только ответственность по результатам выездной налоговой проверки

В судебной практике сложились различные, подчас противоречивые подходы к вопросу о законности в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

Е.В. Овчарова, юрист юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», канд. юрид. наук

Журнал "Налоговед"

Порядок привлечения к ответственности по результ .. читать далее


Особенности купли-продажи земельных участков в России

В настоящее время законодательные препятствия для купли-продажи гражданами России земельных участков практически отсутствуют. Для совершения подобных сделок требуется лишь разрешение органа исполнительной власти субъекта РФ в случае продажи земель сельскохозяйственного назначения с изменением цели их использования. Существуют документы, регламентирующие проведение данных операций, - "Порядок ку .. читать далее