ВАС РФ признал, что заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в связи со сменой руководителя организации должен подписывать новый руководитель, а не прежний, на чем настаивало налоговое ведомство.
История эта началась еще в 2004 г. Тогда ФНС России выпустила письмо от 26.10.2004 N 09-0-10/4223, согласно которому при смене руководителя организации заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - Государственный реестр) должно быть подписано прежним руководителем.
Позиция налоговых органов
Если прежний руководитель по каким-либо причинам отказывался подписывать заявление о внесении изменений в Государственный реестр, налоговые органы изменения в него не вносили. Получалось, что "на бумаге" руководителем организации считалось физическое лицо, сведения о котором уже содержались в Государственном реестре.
Цель у налоговых органов при составлении письма была весьма благородная - пресечь возможность "захвата" организаций путем фиктивной смены их руководителей. Однако, как это нередко случается, вместе с водой выплеснули и ребенка. Ведь прежний руководитель зачастую отказывался подписывать заявление из желания досадить организации, с которой он недавно распрощался. При этом никаких рычагов воздействия на прежнего руководителя организация не имела и заставить его подписать заявление не могла.
Чиновники ФНС России предложили свой способ решения проблемы.
Заинтересованные лица (участники, члены совета директоров, акционеры, учредители, члены коллегиального органа некоммерческой организации) сообщают в налоговый орган о невозможности представления заявления, подписанного прежним руководителем. Налоговый орган возбуждает дело об административном правонарушении, предусмотренном частью третьей статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в отношении прежнего руководителя.
По данной статье наказанию подвергаются должностные лица (в том числе и руководители организации), которые не представили или представили с опозданием сведения об организации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случае, когда представление этих сведений предусмотрено законом.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении налоговый орган устанавливает лицо, которое имеет право действовать от имени организации без доверенности (т.е. решает вопрос о том, кто в данный момент является руководителем организации). Статьей 29.6 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается соответствующим государственным или муниципальным органом или должностным лицом в 15-дневный срок с момента получения протокола об административном правонарушении.
После того как полномочия нового руководителя организации подтверждены документально в рамках производства по делу об административном правонарушении, он представляет заявление в налоговый орган о внесении изменений в Государственный реестр, подписанное им самим. На основании этого заявления изменения вносятся в Государственный реестр.
Арбитражная практика
Не желая идти на поводу у налоговых органов, некоторые организации отстаивали в суде право нового руководителя подписывать заявление о внесении изменений в Государственный реестр, поскольку такое положение вещей не могло устраивать организации. Они спорили с налоговыми органами и, надо сказать, вполне удачно.
Арбитражные суды были на редкость единодушны и признавали незаконным отказ налогового органа вносить изменения в Государственный реестр в связи с тем, что соответствующее заявление подписано не бывшим руководителем, а новым (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 21.02.2006 N А43-9021/2005-9-301, Восточно-Сибирского округа от 10.03.2006 N А19-23297/05-42-Ф02-922/06-С2, Западно-Сибирского округа от 06.03.2006 N Ф04-826/2006(20193-А70-15), Московского округа от 20.02.2006 (15.02.2006) N КГ-А40/13924-05, Поволжского округа от 17.11.2005 N А12-13282/05-С44, Уральского округа от 15.03.2006 N Ф09-1949/06-С4).
Решение Высшего Арбитражного суда РФ
Не остался в стороне от этой проблемы и Высший Арбитражный Суд РФ, который Постановлением от 14.02.2006 N 14310/05 поставил точку в данном споре, указав, что при смене руководителя организации заявление о внесении соответствующих изменений в Государственный реестр вправе подписывать вновь избранный руководитель.
Суть дела такова.
На основании решения общего собрания участников в обществе с ограниченной ответственностью (ООО) произошла смена генерального директора.
Общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о внесении в Государственный реестр соответствующих изменений. При этом заявление было подписано вновь избранным генеральным директором.
Налоговая инспекция отказала во внесении соответствующих изменений на том основании, что ООО не представило заявление о внесении изменений, подписанное прежним генеральным директором, что влечет отказ в государственной регистрации.
Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело, встал на сторону ООО, указав следующее.
Рассмотрение вопросов об образовании единоличного исполнительного органа Общества и досрочном прекращении его полномочий согласно п.3 ст.91 ГК РФ и п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон) относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО.
В данной публикации приводится обязательный состав учредительных документов юридического лица (статья 52 ГК РФ), требования, предъявляемые к таким документам. Более подробно описаны учредительные документы наиболее распространенных видов хозяйственных обществ - АО и ООО, содержатся требования к перечню сведений, который должны включать учредительные документы. ..
Для обоснования своих требований именно истцу (а это как раз и будет векселедержатель) необходимо доказать факт заблуждения относительно удостоверения, содержащегося в векселе.
Тема становится весьма деликатной, когда продавец векселя уверяет покупателя, что продал именно то, что тот хотел купить, "буква в букву", ни больше, ни меньше.
Мечта любого руководителя, когда вверенная ему работа «кипит», дела идут в гору, реализовываются задуманные проекты, и все это благодаря эффективному использованию рабочей силы — человеческих ресурсов. Все работники присутствуют на рабочих местах и должным образом выполняют возложенные на ..