Как получить наследство? Решение проблемы (продолжение)Принятие наследства фактическими действиями не исключает впоследствии обращения наследника к нотариусу с заявлением о выдаче Свидетельства о праве на наследство. Для нотариального оформления его принятия, к нотариусу можно обращаться в любое время, срок законом не ограничивается. Для подтверждения таких действий наследником должны быть представлены нотариусу соответствующие документы. Документами, свидетельствующими о фактическом принятии наследства, признаются: - справки жилищно-эксплуатационных организаций или органов местного самоуправления, органов внутренних дел о совместном проживании наследника с наследодателем на день смерти последнего, о проживании наследника в наследуемом жилом помещении; - справки органов местного самоуправления, органов управления жилищных, дачных, гаражных кооперативов об использовании наследником имущества, входящего в состав наследства (например, о пользовании гаражом, об обработке земельного участка, о ремонте дачи и т.п.); - квитанции об оплате налогов, страховых, коммунальных платежей, взносов в кооперативы и других платежей в отношении наследуемого имущества или справки соответствующих органов, содержащие сведения о получении данными органами денежных средств от наследника; - договоры о проведении ремонта наследуемого имущества, о сдаче имущества в аренду, установке охранной сигнализации и т.п.; - квитанции о возврате кредита, полученного наследодателем, или иного долга наследодателя, выданные банком или другой организацией; - копия искового заявления наследника к лицам, неосновательно завладевшим наследственным имуществом, о выдаче данного имущества с отметкой суда о принятии дела к производству и определение суда о приостановлении выдачи свидетельства о праве на наследство; - другие документы о совершении наследником действий, свидетельствующих о принятии наследства. Закон не содержит исчерпывающего перечня документов, подтверждающих факт принятия наследства, следовательно, вопрос о достаточности или недостаточности представленных документов решается нотариусом в каждом конкретном случае. Однако часто у наследника не оказывается достаточных для нотариуса доказательств принятия наследства фактическими действиями, поэтому факт принятия наследства необходимо устанавливать в судебном порядке (п. 9 ст. 264 ГПК РФ). В таких случаях уже на основании решения суда нотариус выдает Свидетельство о праве на наследство. Далее, получив Свидетельство о праве на наследство, необходимо зарегистрировать свое право в установленном законом порядке. Данный порядок напрямую зависит от наследуемого имущества. Остановимся на более распространенных видах наследуемого имущества: квартира, земельный участок и домовладение на нем, денежные средства в банках. При получении свидетельства на денежные средства в банке, необходимо обратиться непосредственно в банк, предъявив оригиналы данного свидетельства, свидетельства о смерти наследодателя и паспорт. В течение некоторого времени деньги будут выданы наследнику с его согласия лично на руки либо переведены на его сберегательную книжку. Свидетельство о праве на недвижимое имущество (квартира, земельный участок и домовладение на нем) подлежит государственной регистрации в учреждении Федеральной регистрационной службы (далее - ФРС), (ст. 131 ГК РФ). Земельный участок и домовладение на нем подлежат государственной регистрации в органах ФРС по месту их нахождения. Для этого необходимо предъявить: - паспорт наследника либо нотариально удостоверенную доверенность с правом государственной регистрации, если данные действия совершаются лицом по доверенности (подлинник и копия); - нотариальное свидетельство о праве на недвижимое имущество (подлинник и копия); - технический паспорт БТИ на дом; - кадастровый план на земельный участок; - оригинал квитанции, подтверждающей уплату государственной пошлины (она составляет 500 рублей). Для государственной регистрации квартиры также необходимо обратиться в соответствующее учреждение ФРС по месту ее нахождения либо, если она находится в г. Москве, в любое отделение регистрационной службы по г. Москве. Для этого необходимо предъявить: - паспорт наследника либо нотариально удостоверенную доверенность с правом государственной регистрации, если данные действия совершаются лицом по доверенности (подлинник и копия); - нотариальное свидетельство о праве на недвижимое имущество (подлинник и копия); - поэтажный план и экспликацию БТИ на данный объект (оригинал); - оригинал квитанции, подтверждающей уплату государственной пошлины (она составляет 500 рублей). Выдавая необходимые документы, нотариус, в основном, проверяет принадлежность, состав, стоимость и место нахождения недвижимости, не обращая внимания на некоторые нюансы, которые впоследствии, могут стать проблемой при ее государственной регистрации. Например, поэтажный план квартиры, полученный в БТИ, очень часто бывает с так называемыми “красными линиями”, что свидетельствует о перепланировке жилого помещения. Подобные документы не будут приняты в регистрационной службе, необходимо узаконить перепланировку (обратиться в Государственную жилищную инспекцию г. Москвы) и только тогда зарегистрировать свое право. Подобные трудности могут возникнуть и с жилым домом. Техники БТИ, выезжая на обследование объекта, также отражают в техническом паспорте подобные изменения, отмечая в “Примечаниях”, что разрешение на переоборудование не предъявлено. Технический паспорт не будет принят регистрационной службой, необходимо обратиться в органы местного самоуправления, органы архитектуры и градостроительства и т.д. за получением соответствующего одобрения самовольно выполненных переоборудований. |