Как известно, главной особенностью АО, которая выделяет его из ряда дру-гих юридических лиц, является эмиссия акций. Выпуск акций, в том числе и первоначальный, требует государственной ре-гистрации, которую осуществляет ФКЦБ и ее региональные отделения. В Красно-дарском крае регистрацию осуществляет Ростовское региональное отделение. В настоящее время общие вопросы, связанные с некоторыми этапами эмис-сии ценных бумаг, регламентируется главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом РФ от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных об-ществах» и Законом РФ от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бу-маг». Однако более детально процедура эмиссии для каждого способа размеще-ния ценных бумаг регулируется нормативными актами ФКЦБ России, в частности, Постановлением от 3 июля 2002 года № 25/пс «Об утверждении стандартов эмис-сии акций, размещаемых при учреждении акционерных обществ, и их проспектов эмиссии» и Постановлением от 30 апреля 2002 года № 16/пс «Об эмиссии акций и облигаций, конвертируемых в акции».
Процедура эмиссии согласно этим стандартам включает в себя следующие этапы: - принятие решения о выпуске акций, - регистрация выпуска акций, - изготовление сертификатов для документарной формы акций, - размещение акций, - регистрация отчётов об итогах выпуска.
Если акции размещаются среди неограниченного круга владельцев или с числом акционеров свыше 500, а также когда общий объём превышает 50 тысяч МРОТ, процедура эмиссии сопровождается регистрацией проспекта. Стандартами предусмотрено, что документы на государственную регистра-цию выпуска акций при учреждении общества должны быть представлены в реги-стрирующий орган не позднее одного месяца с даты государственной регистрации АО. Многие АО, как показывает практика, пренебрегают регистрацией первично-го выпуска, считая её лишней процедурой. Особенно это относится к АО с не-большим числом акционеров, не настроенных на дальнейшую перепродажу своих акций. Обращение таких акций запрещено законом. Так, Законом Российской Федерации от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О за-щите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» был уста-новлен запрет на совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с при-надлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчёта об итогах их выпуска. В соответствии с ГК сделка, не соответствующая требованиям законода-тельства, ничтожна, т.е. не влечёт правовых последствий с момента её соверше-ния. Судебная практика показывает, что при возникновении корпоративного конфликта в акционерном обществе первое, что делают стороны конфликта, пы-таются оспорить права другой стороны на акции, и зачастую небезуспешно. В об-зоре практики разрешения споров, связанных с размещением и обращением ак-ций, приведённом в информационном письме Президиума ВАС от 21 апреля 1998 года № 33, указано, что сделка по договору купли-продажи акций, совершённая до регистрации решения о выпуске акций, признаётся судом недействительной, по-этому при покупке акций на вторичном рынке следует убедиться в том, что отчёт об итогах их выпуска зарегистрирован.
Решение о выпуске акций как при первоначальной эмиссии, так и при до-полнительной эмиссии утверждается советом директоров общества. Решение о выпуске акций с числом акционеров менее 50 утверждается общим собранием ак-ционеров (в случае, если это не запрещено уставом). При учреждении общества регистрация отчёта об итогах выпуска акций осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска акций. Отчёт также утверждается советом директоров либо общим собранием акционе-ров, если число акционеров общества менее 50-ти. Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию первоначального выпуска акций и регистрацию отчёта или принять мотивирован-ное решение об отказе не позднее 14 дней с даты представления всех документов и магнитных носителей. Общество вправе внести изменения в документы, представленные для гос-регистрации, не позднее чем за 10 дней до окончания срока, установленного для регистрирующего органа.
Процедура эмиссии дополнительного выпуска акций включает в себя те же этапы, что и при первоначальной эмиссии, за исключением того, что отчёт регист-рируется после регистрации решения о выпуске акций. Для того, чтобы у АО была возможность произвести дополнительный вы-пуск акций, устав должен содержать следующие моменты: - положение, которое даёт обществу право выпускать дополнительное коли-чество акций. Следует указать количество акций, которые общество вправе выпускать дополнительно, причём это количество может быть большим, чем последующий выпуск, но не меньшим; номинальная стоимость каждой акции, выпускаемой дополнительно, их категория и тип; - положение, согласно которому общество вправе производить увеличение уставного капитала путём выпуска дополнительного количества акций в пределах количества объявленных акций; - положение, определяющее права акционеров – владельцев акций.
При отсутствии хотя бы одного из указанных положений в уставе осуще-ствлять дополнительную эмиссию акций общество не вправе. Сам порядок осуществления процедуры дополнительного выпуска акций установлен стандартами № 16/пс.
Размещение дополнительного выпуска акций осуществляется путём: - распределения дополнительных акций среди акционеров АО, - подписки, - конвертации.
Распределение акций возможно только за счёт: - добавочного капитала; - остатков фондов специального назначения АО по итогам предыдущего го-да, за исключением резервного фонда; - нераспределённой прибыли прошлых лет.< ..
читать далееРегистрация эмиссии ценных бумаг. Не может быть одновременно осуществлена государственная регистрация выпуска акций и выпуска облигаций (за исключением выпуска акций и выпуска конвертируемых в них облигаций); выпуска обыкновенных и привилегированных акций (за исключением выпуска обыкновенных и выпуска привилегированных ак-ций, размещаемых при учреждении общества или путем распределения среди ак-ционеров акционерного общества, а та .. читать далееЗамораживать счета неконституционно Материал предоставлен журналом "Расчет" /
Артем ЕВСЕЕВ
Чтобы принудить фирму-должника платить налоги, инспекторы имеют право приостанавливать операции по ее банковским счетам. Однако, как считают специалисты компании «КУЗЬМИНЫХ И ПАРТНЕРЫ», такой способ защиты бюджетных интересов противоречит Конституции.