Когда производители теряли заказчиковУ компании, лишившейся крупного контракта, три возможности поправить дела: найти новый контракт, превратиться в холдинг или стать конкурентом ушедшего заказчика. 1. Текучий стандарт. Крупный петербургский завод «Ливиз» разом лишился четверти оборота. Рустам Тарико, владелец компании Roust, завершил строительство собственного ликеро-водочного завода в Петербурге и переводит на него производство своей водки под маркой «Русский стандарт» (по данным агентства «Бизнес Аналитика», в первом полугодии 2006 года на «Русский стандарт» приходилось 60% продаж дорогой водки). Создание собственного производства мощностью 3,6 млн дал обошлось компании в $60 млн. Тарико считает, что на этом заводе ему будет легче контролировать качество продукции и наращивать объемы производства. «Ливиз» разливал водку Тарико с момента запуска брэнда в 1999 году, годовой объем составлял примерно 750 тыс. дал. Чтобы компенсировать потери, «Ливиз» собирается найти нового заказчика, а также разрабатывает собственный водочный брэнд в сегменте «Русского стандарта». 2. Телемашина. В июле 2005 года корейская компания Kia Motors оставила концерн «Автотор» без работы, полностью прекратив поставки комплектующих для сборки Kia Rio. Корейцы перенесли производство на завод «Иж-Авто». Потеряв крупнейшего заказчика (78% продукции завода приходилось на автомобили Kia, это 14,5 тыс. машин), «Автотор» не растерялся и наладил непрофильное производство по сборке телевизоров китайской марки TCL в начале 2006-го. Руководство завода рассчитывает собирать около 300 тыс. кинескопов в год. Сотрудничество с TCL не случайно, китайская компания также производит автокомпоненты, которые поставляет на «Автотор». 3. Поднять свой брэнд. Южнокорейский производитель ноутбуков Samsung лишился единственного заказчика. Осенью 2006-го закончился контракт на $500 млн, который компания подписала с Dell в 2001 году. Лицензию на производство перехватила тайваньская Quanta Computer. В 2005 году компания Dell занимала первое место в мире по продажам ноутбуков (11,3 млн штук), под своей маркой Samsung продал не больше миллиона портативных компьютеров. Потеряв заказчика, корейцы не сдаются: компания активизирует продажи ноутбуков под своим брэндом и надеется к 2007 году захватить 20% рынка. 4. Реструктуризация во благо. В 2001 году 77% заказов компании «Микротест» обеспечивало МПС, но в 2002-м правительство реорганизовало министерство в ОАО РЖД. Доля заказов в «Микротесте» снизилась до 50%, оборот упал на $7,4 млн, до $57,6 млн. В начале 2003 года компания решила избавиться от «железнодорожной» зависимости и объявила о преобразовании в холдинг четырех бизнес-единиц: «Микротеста», «Програм лайна», учебного центра «Микротест» и управляющей компании «Микротест-инвест». Реструктуризация пошла «Микротесту» на пользу, в 2003 году оборот вырос до $86 млн. 5. Текстильные потери. Латвийский производитель текстиля Ogre в начале 2003 года потерял главного заказчика — компанию Courtould. Оборот компании на тот момент составлял $24,8 млн, через год он упал до $17 млн. Руководство продало здание головного офиса за $802 тыс., разделило компанию на три фирмы: производство трикотажа, пряжи и маркетинговое агентство. Но преобразования не помогли, оборот холдинга в первом полугодии 2005-го снизился до $4,8 млн. В ноябре 2005-го рижский окружной суд признал предприятие неплатежеспособным. |