Приём платежей за сотовую связь стал выгодным бизнесомРазвитие сотовой связи привело к тому, что прием платежей за эти услуги стал отдельным привлекательным рынком, который уже несколько лет развивается по своим собственным законам. «Альтернативные» игроки активно вытесняют с него операторов и сети по продаже мобильных телефонов. Однако чрезмерный рост принесет и проблемы — снижение средней суммы платежа и разорение мелких игроков. Темпы роста точек сбора платежей превышают темп роста рынка услуг сотовой связи в денежном выражении. Это привело к снижению доли платежей, проходящих через торговые точки дилеров и офисы продаж операторов в общем объеме рынка. Рынок завоевывают крупные торговые сети, банки и платежные системы. Такие основные тенденции выводит аналитик MForum Analytics Дмитрий Деев. По данным MForum Analytics, в третьем квартале 2006 года на торговые точки дилеров и офисы продаж операторов приходилось 64% от всех платежей. За первые три квартала 2006 года совокупная доля торговых сетей, банкоматов, платежных систем в объеме рынка приема платежей за услуги сотовой связи выросла с 29 до 36%. И доля таких альтернативных каналов, по прогнозу MForum Analytics, будет только расти. Темп роста числа платежей у них в семь раз превышает аналогичный показатель у дилеров и операторов. Если последние приняли у абонентов в третьем квартале на 7% больше средств, чем в четвертом квартале 2005 года, то альтернативные игроки — на 49%. «Объем „классического“ рынка приема платежей не уменьшается, но растет медленней. В прошлом году и в начале этого все альтернативные каналы активно развивались. И потенциально этот рынок ждет перегрев. Количество точек становится неадекватно большим, а средняя сумма платежей на одну точку будет уменьшаться. Терминальные сети по приему платежей ждут консолидация и поглощение. Мелкие региональные сети могут не выдержать конкуренции с „федералами“, — обрисовывает картину автор отчета Дмитрий Деев. По его словам, банкомат по приему платежей может окупиться и за 3—5 месяцев (если он находится в очень удачном месте), средний же срок окупаемости — 12—14 месяцев. По словам директора по маркетингу сети «Элекснет» Екатерины Черных, рост альтернативного рынка подстегивается появлением большого количества мелких игроков. «Купить недорогой терминал можно за 3 тыс. долл. А потом достаточно подключиться к процессинговой системе и принимать платежи», — говорит она. По ее словам, «Элекснет» принимает 6 млн платежей в месяц. За первое полугодие 2006 года оборот компании составил 223 млн долл. У сетей по продаже мобильных телефонов прием платежей за услуги сотовой связи составляет 20—35% от оборота и имеет тенденцию к снижению. Татьяна Москалева, директор по внешним связям компании Dixis, говорит, что в третьем квартале 2006 года в сети Dixis объем платежей вырос на 25% по сравнению со вторым кварталом этого года. «В связи с очевидными тенденциями рынка к увеличению объема платежей, принимаемых через альтернативныe каналы приема платежей, мы также намерены развивать подобную программу», — сообщила она РБК daily. Елена Ноготкова, руководитель отдела по связям с общественностью группы компаний «Связной», соглашается с данными, приведенными MForum Analytics. «Количество принятых платежей у нас за тот же период увеличилось на 167%. Это происходит не только из-за роста сети — прирост на одну точку составил 32% по количеству платежей, 26% — по сумме. Однако этот рост сопровождается снижением среднего размера платежа», — говорит Елена Ноготкова. Снижение суммы платежа она объясняет развитием сети в отдаленных регионах, где на сотовую связь абоненты тратят меньше, чем в центре. Очир Манджиков, руководитель пресс-службы сети салонов Divizion, говорит, что такая картина характерна только для городов-миллионников. В небольших населенных пунктах доля сетей салонов связи превышает 80—85%. «Не все торговые продуктовые сети могут принимать платежи, а консолидация на рынке продуктового ритейла даже и не превышает 10%", — утверждает Очир Манджиков. Сергей Коляда, главный редактор ИАА «Сотовик», объясняет, что объем платежей через альтернативные каналы растет по причине дешевизны логистики и в большей степени — даже не за счет операторских офисов, а за счет падения платежей prepaid-картами. «В Москве без участия prepaid-карт проходит уже свыше 70% платежей, в регионах — свыше 40%", — говорит он. |