Пиццы с колес. Бизнес, связанный с производством и доставкой отличается завидной рентабельностьюБизнес, связанный с производством и доставкой пиццы, а также другой еды (салатов, супов, напитков и т. д.), отличается завидной рентабельностью (некоторые эксперты оценивают ее в 50—60%). Вместе с тем это очень капризный бизнес, удержаться в нем непросто. По потреблению пиццы на душу населения Россия пока отстает от Европы. Однако темпы роста ее потребления в России выше, чем у соседей. Среднегодовой рост потребления пиццы в Германии составляет 7%, во Франции — 1,7%, в Италии — 3,6%, в Великобритании — 1%, в Польше — 3,8%, а в России — 8%. Более половины всей пиццы, произведенной в России (включая замороженную), сегодня съедают жители Москвы. При этом, по оценкам экспертов, годовой оборот московского рынка еды с доставкой уже достиг $70 млн. В России наибольшей популярностью пользуется пицца с традиционным «бутербродным» вкусом. Андрей Жубанов, гендиректор консалтинговой компании АМИКО: Бизнес по доставке пиццы считается относительно новым не только для России, но и для Европы, в которой он получил широкое распространение только в середине 90-х. До этого он пользовался невероятной популярностью лишь в Америке, где существует практически с послевоенных лет. Одной из первых в столицу пришла американская сеть Domino`s Pizza — крупнейший в мире оператор по доставке пиццы. Самые заметные российские операторы рынка — это сети Domino`s Pizza, Papa John`s, Sbarro, «Сити Пицца», «Корлеоне Пицца», «Пицца фабрика», «Джекс» и др. По данным консалтинговой группы «Магазин готового бизнеса», в Москве насчитывается более 100 стационарных пиццерий. Услуги по доставке пиццы оказывает около 30 компаний. Константин Хетчинов, директор ЗАО «Джекс": Свой бизнес мы начинали в 1992 году с продажи сэндвичей экспатам (иностранцам, постоянно работающим в Москве). Инвестиции в открытие бизнеса были минимальными, рынок был пустой, а экспаты хотели получать тот же сервис, что был у них дома, на родине. Иностранцы в то время испытывали самые разные проблемы с едой: к примеру, они не всегда понимали русскую кухню, те же салаты с майонезом. Через какое-то время мы и некоторые другие компании предложили им американские и европейские салаты вместе с пиццей. Сейчас экспаты — это только 15% наших клиентов, остальные 85% — российские компании. Большая часть наших клиентов — это корпоративные клиенты, которые заказывают обеды для своих сотрудников. Точно такая же конъюнктура наблюдается и в других компаниях. Причем если «Джекс» по-прежнему делает ставку на корпоративных клиентов, то его конкуренты разбавили свой корпоратив обывателями, которым либо лень готовить дома, либо они хотят обогатить домашний рацион. Алексей Юллинен, директор по маркетингу компании «Сити Пицца": Раньше нашими основными заказчиками были сотрудники офисов. Мы и работали только по будням с девяти утра до семи вечера. Сегодня все чаще заказывают еду домой. Учитывая это, мы продлили свой рабочий день до десяти вечера и стали работать в выходные. Домашняя заготовка Об изменении структуры спроса говорят и другие игроки рынка. В будние дни львиная доля заказов — примерно 60—70% — по-прежнему приходится на офисы, но появились и клиенты, заказывающие пиццу домой. Причем объем подобных заказов постоянно растет. Многие клиенты начинают понимать, что лучше заказывать пиццу, приготовленную из свежих продуктов, чем покупать замороженные полуфабрикаты и разогревать их в микроволновке. |