Чтобы помнили. Как обустроить офис, чтобы остаться в истории?Оформление офиса — обязательная часть бизнеса. Вызывающее оформление офиса — обязательное оружие в жесткой конкурентной борьбе. В этом деле, как показывает практика, причуды руководства играют только положительную роль. Офис американской корпорации Symantec располагается между Лондоном и аэропортом Хитроу. Чтобы его найти, нужно четко выполнить предписанные путеводителем инструкции. После описания шести поворотов следует такой текст: «Проехав примерно 180 м, вы увидите справа Большое дерево (если вы доехали до старой водокачки, то заехали слишком далеко!). У Дерева поверните направо и поезжайте по проселочной дороге. Вы упретесь в огражденный, свободный от деревьев участок и слева увидите автомашины! Вы уже в SOC». Действительно, заблудиться очень легко. Кому придет в голову, что офис находится внутри зеленого холма? Такое нужно увидеть. И тогда невольно думаешь, что в Symantec (по крайней мере, в ее английском офисе) сплошь работают хоббиты. Раньше в этом холме находился огромный резервуар с водой. Воду собирали для того, чтобы она под напором шла по водопроводу в долину. Современные технологии позволили решить проблему подачи воды в долину иными способами. А огромное подземное сооружение осталось пустовать. Англичане строят, как известно, добротные здания и на века. Поэтому американцам понадобилось лишь сделать внутри косметический ремонт, провести современные коммуникации, и бывший резервуар для воды превратился в компьютерный центр. Весь холм и все вокруг покрыто травой и полевыми цветами. К входу от небольшой автостоянки нужно спуститься по крутой и узкой лесенке с перилами с одной стороны. Перед входом — некрашеный старый деревянный стол и две скамейки по бокам. Сам «парадный» вход в офис — это узкий бетонный проход в подземный бункер. В принципе, здесь можно прожить автономно полгода, не выходя на поверхность. Запасы горючего и собственные электрогенераторы это позволяют. Особый восторг посетителей вызывает демонстрация запасного выхода — это отдельная бронированная дверца, открывающая лаз размером с небольшой камин… «Необычное решение дизайна нашего офиса — очень хороший маркетинговый ход, — говорит главный аналитик Symantec EMEA Джим Харт. — Если учесть, что компания специализируется на компьютерной безопасности, наш офис помогает быстрее завоевать доверие клиентов». Классики и современники. Офис какой московской компании оставляет неизгладимое впечатление? Оказалось, что не так уж и много у нас запоминающихся решений. При ближайшем рассмотрении выясняется, что оригинальность вовсе не связана с финансовой стороной вопроса. И дорогостоящие дизайнеры здесь ни при чем. Главную роль играет руководитель компании. И тогда нестандартность, а порой и абсурдность его идей может стать козырной картой в конкурентной борьбе. Так, председатель правления группы компаний «Нерком», бывший капитан первого ранга, Вадим Солод оформил свой офис в стиле корабельных интерьеров. Впечатление неизгладимое — как будто побывал на военном корабле. В зале совещаний — длинный деревянный стол. Все время ожидаешь появления группы морских офицеров. А на высокой спинке кресла самого Солода прибита табличка с надписью «Капитан». Не меньший эффект производит офис адвоката Александра Добровинского. Не зря адвоката сравнивают с врачом. Это именно тот человек, которому можно открыть все свои тайны. В офисе Добровинского обстановка подсознательно настраивает на доверительную беседу. Его приемную с секретарями язык не поворачивается назвать словом «ресепшн». Вроде бы здесь много современных линий, но в то же время есть старинная деревянная мебель, уютный диванчик. В стеклянных шкафах адвокат разместил свою коллекцию фарфоровых статуэток. Смотрится все это как-то не по-современному, как будто хозяин ностальгирует по прошедшим временам… Причем заигрывание с ретро мебелью не заканчивается — Добровинский даже чай пьет из стакана в серебряном подстаканнике, что большая редкость по нынешним временам. Совсем другой коленкор — офис компании «Евросеть» — своего рода антипод респектабельности (совершенно сознательно). Штаб-квартира Евгения Чичваркина представляет собой крайне практичный вариант офиса. На примере «Евросети» можно делать мастер-класс на тему планировки офиса, ориентированного на клиента. Внутренняя зона, которую посетитель не видит, устроена функционально и недорого. Само помещение находится в многоэтажном промышленном здании. Чтобы подняться в офис, нужно вместе с толпой человек из тридцати подняться на старом огромном лифте. Кстати, у Чичваркина нет своего персонального лифта, он вместе с охранником «толкается» в общей кабине. При входе на ресепшн работа кипит: семь — восемь девушек активно занимаются делопроизводством. Рабочие места всего топ-менеджмента компании расположены в одной небольшой комнате, где установлены стандартные недорогие рабочие столы и компьютеры. Столы установлены чуть ли не впритык. У самого Чичваркина на столе нет компьютера — там только сувениры и игрушки. Все необходимые деловые переговоры CIO «Евросети» проводит в переговорной, как и все остальные топы. Огромный аквариум — главное украшение гостевого уголка. Сами переговорные обустроены вроде бы просто, «как у людей». Но стоит посмотреть под ноги, как обнаруживаешь, что пол выложен не паркетом, а банкнотами евро и покрыт лаком. На черный день! |